Google Glass —перспективная система для ускорения предполетной подготовки

Google Glass в аэропортах

На высокие технологии сегодня возлагаются большие надежды в плане поиска баланса между все более ужесточающимися стандартами авиационной безопасности с растущим объемом всяческих формальностей, которые приходятся на долю как пассажирова, так и служащих аэропортов. Теракты и менее крупные правонарушения во время полетов привели целую отрасль к ситуации, когда из-за потенциальной возможности обнаружить одного-двух злоумышленников миллионы законопослушных граждан вынуждены подвергаться изнурительным и подчас унизительным процедурам досмотра. Именно предполетная подготовка – это так область, которую, как считают практически все пассажиры, нужно совершенствовать в первую очередь.

Свою уверенную позицию в этом вопросе высказал вице-президент по решениям для госструктур и служб безопасности компании SITA Том Мартен (напомним, SITA – это швейцарская организация, представляющая телекоммуникационные и IT-услуги в авиационной отрасли). Он в частности сказал, что главная задача на ближайшие годы – это ускорение прохождения предполетных формальностей большинством пассажиров, при сохранении точности отслеживания потенциальных угроз. По его словам, избыточный контроль вызывает недопустимые задержки при прохождении проверок и нередко может стать отказом пассажира от будущего полета вообще.

Упрощение предполетных процедур – это комплексная задача, которую следует решать как техническими подходами, так и организационными. Одним из возможных удачных и «элегантных» решений может быть использование нового класса электронных устройств – носимых компьютеров (Wearable Computer) в форм-факторе очков или часов.
Одним из пионеров в данной области стала компания Google, представившая в начале 2013 года прототип смарт-очков Google Glass. Как только появилась такая возможность, и SITA Lab (исследовательский департамент SITA), сразу же приобрела прототипы. Эксперты приступили к изучению функционала устройства и возможности его применения при прохождении формальных процедур в аэропортах.

«Носимые устройства типа Google Glass предоставляют совершенно новые возможности для улучшения работы персонала и повышения эффективности, – заявляет Джим Питерс, технический директор SITA, – Информационный обмен может проводиться как при помощи видеоанализа «картинка», наблюдаемой сотрудником (багажная квитанция, посадочный талон и т. д.) –  так и при помощи голосовых команд. Способы, конечно же, можно комбинировать».
В рамках работ по тестированию смарт-очков команда SITA Lab разработала специальное приложение SWIFT Boarding. Его задачей является сканирование паспортов и посадочных талонов с целью их оперативной проверки в автоматическом режиме. Документы считываются последовательно, а приложение проверяет, принадлежат ли они одному и тому же человеку.

Результаты испытания приложения подтвердили удачность идеи такого подхода к обработке информации. При помощи смарт-очков можно легко сканировать и проверять проездные документы и карточки пассажиров. Конечно, не стоит забывать, что пока еще речь идет только о прототипе. На данный момент они пока работают достаточно медленно, чтобы не соответствовать стандартам скорости обслуживания пассажиров в аэропортах. Этот стандарт на данный момент составляет одну секунду, а устройство до такой скорости еще «не дотягивает».

«При такой интенсивной работе аккумулятора в смарт-очках хватает лишь на полчаса, – комментирует испытания Джим Питерс, – подключение зарядного устройства тоже не выход, так как очки начинают перегреваться в области виска. Помимо этого, камера имеет определенное фокусное расстояние, и для успешного сканирования нужно прикреплять дополнительную линзу. И вообще, для того, чтобы сканирование происходило без сбоев, необходимы идеальные условия освещения. Исследования SITA показали, что перспектива у данных устройств очень неплохая, но им необходимо еще существенно продвинуться вперед в развитии. Также текущая цена в 1500 долларов США тоже является неприемлемой. В любом случае, экспериментальные прототипы полностью подтвердили работоспособность самой концепции, а доведение «до ума» – дело времени. В конце концов, подобные проблемы наблюдались при тестировании первых версий смартфонов».

Кстати, ожидаемое время устранения недочетов не так уж велико. По прогнозам специалистов на это уйдет 12–18 месяцев со времени выпуска новых устройств. С этого момента у смарт-очков должно появиться очень многообещающее будущее в отрасли воздушного транспорта.

Взаимодействие человека и Google Glass – это очень удачное сочетание. Однако, в последнее время активно ведутся исследования и разработки систем автоматизации контроля, которые будут считывать «биометрию» непосредственно с человека и сравнивать ее с данными электронного паспорта. В принципе, в чистом виде это позволит авиапассажирам проходить контроль с такой же скоростью, как это происходит при прохождении турникета в метро. Но кроме технических вопросов есть еще и организационные, и решить их будет труднее. В первую очередь на первый план выходит вопрос защиты неприкосновенности частной жизни – сбор биометрических данных плохо «дружит» с этим принципом, а при международных перелетах необходим еще и межгосударственный обмен данными о пассажирах.

«Любая защитная система, которая формируется вокруг авиатранспортной отрасли, будет прочна ровно настолько, насколько прочным будет ее самое слабое звено, – рассуждает Том Мартен. – Именно поэтому для нас является жизненно необходимым найти действенный и более структурный подход к решению проблемы, который бы базировался на глобальном и тесном сотрудничестве госорганов разных стран. Оптимальной площадкой для этого может стать ICAO, если бы ее ассамблея не заседала всего раз в три года. Для этого нужна более гибкая и адаптивная нормативная база, которая бы позволила максимально оперативно реагировать на различные угрозы».

На данный момент страны пока вынуждены действовать односторонне, либо в кооперации с ограниченным числом партнеров. Таким образом, даже самые эффективные меры безопасности невозможно согласованно распространить на всю авиатранспортную отрасль. Сейчас, фактически, пассажиры получают привилегии чуть ли не по национальному признаку. Действительно, принадлежность того или иного пассажира к «группе риска» оценивается отнюдь не в индивидуальном порядке, а в общем – исходя из гражданства или даже той самой национальности.

Том Мартен в заключение заявил, что сейчас необходимо расширять международный обмен данными, что позволит более тщательно оценивать риски, при этом IT-системы следует проектировать так, чтобы частная жизнь пассажиров оставалась неприкосновенной.

Обсудить на форуме

https://i-look.net/forum/showthread.php?t=233&p=504#post504