Пять областей использования виртуальной реальности в психиатрии

Five-areas-of-the-use-of-virtual reality in psychiatry-i-look.net

Популярность виртуальной реальности (VR) растёт, как на дрожжах. Сначала её рассматривали лишь в рамках сферы игр, потом на неё внимание обратили военные, а после и представители медицины. Применение виртуальной реальности нашлось не только для лечения физических недугов, но и психических.

Избавление от стресса

Посттравматический стресс способен серьёзно изменить психику человека. Такие люди могут отстраняться от общества или становиться чересчур агрессивными и конфликтными. Виртуальная реальность может помочь преодолеть данные реакции, возвращая пациента к привычному образу жизни. Психотерапия погружения успешно используется на этом поприще.

Гарвардские психологи предположили, что преодолеть посттравматический стресс можно изучив травматический случай со стороны, повторно пережив егоё в виртуальном пространстве. Пациент в это время наблюдает за своими ощущениями и эмоциями. Данный опыт был довольно рискованным, но всё же нашлось несколько добровольцев, которые пошли на это.

Оказалось, что человек и в правду во время просмотра травмирующей ситуации повторно способен её лучше принять и осознать. Например, человек, который стал жертвой теракта, избавляется от страха посещать то «роковое» место, где всё произошло.

Облегчение боли

Американские учёные выяснили, что виртуальная реальность может использоваться в качестве обезболивающего. Медики уже несколько десятилетий ломают голову над тем, как облегчить состояние людей, получивших ожоги. Было создано немало методик, но, ни одна из них не обеспечивала нужного результата. Человек испытывал не только физические боли из-за травм, но и пребывал в глубоком стрессе. Исследовали разработали программу SnowWorld. В рамках неё пациенты помещались в специальную VR-капсулу. В ней они могли бросаться снежками, разговаривать с пингвинами и просто гулять по волшебной снежной стране.

Программа SnowWorld базируется на другом VR-приложении SpiderWorld. Последнюю тоже используют в терапевтических целях. Во-первых, виртуальный мир помог сократить боль, а во-вторых, уменьшил тревожность человека, вызванную сильными ожогами.

Лечение фобий

У каждого человека выражены в той или иной степени беспричинные и иррациональные страхи, которые порой развиваются до парализующего ужаса. Исследователи выяснили, что виртуальная реальность способна стать надёжным инструментом для постепенного и безболезненного преодоления фобии. Мы уже упоминали SpiderWorld, так вот она и была создана для преодоления фобий.

Например, арахнофобия преодолевалась по методу «клин клином», — человек помещался в VR-комнату с тарантулом, и его задачей было подойти как можно ближе посредством джойстика. Под конец человек касался муляжа паука, что в итоге значительно снижало уровень тревоги при встрече с реальным насекомым.

Лекарство от шизофрении

Самым невероятным применением виртуальной реальности в медицине является исследование и даже лечение шизофрении. Главным в VR-технологии является то, что пациент не может нанести вреда кому-либо, в т.ч. и себе.

Эксперты полагают, что если погрузить такого человека в искусственный мир, то получится определить стадию и вид болезни с чрезвычайно высокой точностью. Естественно, что пациенты находились в обстановке, которая не могла серьёзно встревожить. Были созданы эмоционально нейтральные программы, которые в то же время позволяли продиагностировать человека.

Например, в одной из программ человек едет в метро. Наблюдатели могут следить, как он реагирует на виртуальных персонажей, не имеющих яркой индивидуальности. Если же пациент посчитает, что кто-то с ним общается, то это вероятно говорит о паранойи. К тому же процесс лечения становится куда проще. Ведь смоделировать одинаковую ситуацию не составляет труда.

Успешная реабилитация

Гарвардские учёные открыли, что виртуальная реальность хорошо справляется с физической реабилитацией после различных болезней. С помощью VR стимулировалась мышечная реакция. Посредством специальной перчатки пациенты должны были принудить двигаться свои пальцы. Итог удивил всех — люди вдвое быстрее восстанавливались. Виртуальная реальность определёно повышает мотивацию человека.

Похожая методика применяется для людей с инвалидностью, потерявших способность двигаться из-за болезни или травмы. Их помещают в виртуальный мир, где они ведут прежний образ жизни (могут ходить и свободно двигаться). Что тоже ускоряет восстановление.

Обсудить на форуме.