HTC Vive и Oculus Rift: сравнение гарнитур виртуальной реальности (часть 1)
Совсем недавно начали появляться первые устройства виртуальной реальности, предназначенные для потребителей. Сначала это была долгожданная гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift (в конце марта 2016), а затем, неделю спустя (в начале апреля), вышла в свет гарнитура HTC Vive. Две самые горячо ожидаемые гарнитуры виртуальной реальности, наконец-то, появились для массового потребления. Будущее совсем рядом!
Многие уже успели попробовать эти устройства, подержать в руках, попробовать в использовании. А кто-то оказался счастливым обладателем сего девайся.
Что же делать тем, кто еще не купил? Что же выбрать?
Гарнитура позволяет как играть в игры и работать с интересными приложениями, так и просматривать трехмерные фильмы в виртуальной реальности. При этом обязательно кто-то столкнется с проблемами настройки и разрешения проблем при использовании гарнитуры. Какие же впечатления у тех счастливчиков (или не совсем), которые успели узнать о гарнитуре благодаря тестированию или приобретению?
На данный момент для приобретения и потребительского использования доступны две гарнитуры виртуальной реальности (Oculus Rift – с конца марта и HTC Vive – с начала апреля). Гарнитура Sony’s PlayStation VR (третье долгожданное устройство) появится этой осенью. Ее пока в расчет не берем. Давайте сравним два устройства для того, чтобы читатели могли уже сделать для себя какие-то выводы.
Итак, приступим.
Начнем с ценовой политики.
Oculus Rift стоит 599 долларов США, в то время как гарнитура HTC Vive имеет цену 799 долларов. Второе устройство дороже ввиду того, что в цену уже включены контроллеры, идущие в комплекте. Когда контроллеры Oculus Touch появятся чуть позже в этом году весь набор от Oculus будет стоить столько же, сколько и HTC Vive. Давайте же разберем преимущества устройств виртуальной реальности, которые мы группируем по определенным признакам.
ГАРНИТУРА
Oculus Rift: Гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift неожиданно оказалась более обтекаемой и легкой. Она прекрасно прилегает к лицу и нигде не давит (если ее правильно настроить и зафиксировать на лице). Она имеет встроенный микрофон и встроенные наушники, которые оказались более высокого качества, чем обычно идет в комплектации. У пользователей не возникает непреодолимого желания переключиться и использовать свои наушники и микрофон, так как звук предельно четкий. В гарнитуры виртуальной реальности Oculus Rift есть небольшие просветы у носа, что на самом деле больше является достоинством, чем недостатком, так как боковым зрением можно схватить нужную вещь со стола или для того, чтобы убедиться в том, что не снесешь свой монитор. Устройство покрыто черным мягким материалом, который выглядит неплохо и похож на ткань, но лучше собирает всю пыль и грязь.
HTC Vive: Гарнитура виртуальной реальности HTC Vive больше по размеру, чем Oculus Rift, однако она ощущается более комфортной. В ней полностью блокируется внешний мир. Здесь нет ни малейшего просвета как в Oculus Rift, однако всегда можно включить впереди стоящую камеру и посмотреть, что находится впереди тебя. (Тут есть предупреждение о том, что камера может повлиять на слежение в гарнитуре, но мы эту деталь упоминать не будем). Однако это только наш опыт использования, который может отличаться от других мнений.
Крепления гарнитуры достаточно удобные для постоянного использования. Как и гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift, устройство HTC Vive хорошо сидит, если его немного ослабить и обмотать ремешок вокруг головы сзади, однако слишком сильно ослаблять крепление нельзя, иначе гарнитура будет неустойчива. HTC Vive не имеет встроенных наушников, а встроенный микрофон работоспособный однако он был выполнен наспех и потому иногда отключается. Лучше использовать свои наушники, которые можно подключить к стандартному разъему для наушников. Благодаря им можно слушать радио, однако тогда добавится еще один кабель к шлейфу, висящему за спиной. В гнездо для подключения наушников можно так же подключить микрофон, однако с настройками придется повозиться.
Победитель: Oculus Rift. Обе гарнитуры виртуальной реальности являются достаточно удобными, однако гарнитура Oculus Rift меньше, ее легче хранить, к тому же, она выглядит как более законченный продукт. В гарнитуре Oculus Rift и наушники и микрофон оказались на удивление надлежащего качества. Внешне устройство выглядит красивее, однако все равно оно достаточно громоздкое и неудобное.
ФАКТОР КОМФОРТНОСТИ ПРИ НОШЕНИИ ГАРНИТУРЫ
Победитель: отсутствует. Создается ощущение, что мы носим пластиковый кирпич на лице. И пока что ничего с этим нельзя сделать.
ОПТИКА
Oculus Rift: Оптика Oculus Rift четкая и прозрачная. Бинокулярный эффект от гарнитуры ввиду ограниченного угла обзора уходит сразу после ее надевания. В ней можно легко читать текст, находящийся близко от глаз, однако в ней ощущается эффект дверцы-ширмы всего увиденного. В игре это ощущается как зернистость, похожая на то, что у нас на мониторе. Этот эффект сравним с тем, как выглядят фотографии, напечатанные в журнале. Однако по прошествии времени перестаешь замечать эти вещи.
В гарнитуре виртуальной реальности Oculus Rift так же присутствуют блики при просмотре одного яркого объекта на темном фоне, например, огоньки на контрольной панели в затемненной кабине в фантастической игре-битве типа Eve Valkyrie. Из-за этого создается ощущение, что линзы грязные. Их хочется снять и протереть. Однако в большинстве игр это не помеха.
HTC Vive: Оптика гарнитуры HTC Vive схожа с Oculus Rift. Ее ограниченное поле обзора сразу же меркнет на фоне, а эффект дверцы-ширмы такой же, как при просмотре страницы журнала. И линзы так же отсвечивают.
Однако тут это надоедает больше, так как невозможно сфокусироваться на объекте, который находится не в центре поля зрения. Например, тяжело читать текст, который находится в нижней части поля зрения. С такими проблемами сталкиваются многие пользователи. И здесь дело обстоит хуже, чем с гарнитурой виртуальной реальности Oculus Rift. Приходится либо вращать головой или экраном HTC Vive для того, чтобы другую часть текста расположить в центре фокуса. При этом некоторые приложения типа Virtual Desktop становится тяжело использовать.
Победитель: Oculus Rift. Ни одна из гарнитур не имеет плохой оптики, однако гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift имеет преимущество тут. Блики в Oculus Rift достаточно сильные, однако в этой гарнитуре изображение более четкое. Эффект дверцы-ширмы здесь не такой выраженный (хотя присутствует). В Oculus Rift легче фокусировать взгляд на разных кусках текста, при этом не нужно вращать головой или рецентрировать поле зрения. Гарнитура HTC Vive имеет более широкое поле обзора, однако когда играешь в игру, ничего не замечаешь вокруг, только то, на что смотришь непосредственно. Однако гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift все же предпочтительнее ввиду хорошей фокусировки.
Описание линз можно найти в интернете. По этому поводу даже есть видеообзор от Tested, где показаны все различия в обзорном видео. Вот это видео, линзы начинаются с восьмой минуты: https://youtu.be/EBieKwa2ID0
СОВМЕСТИМОСТЬ С ОЧКАМИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ
Oculus Rift: Компактный дизайн гарнитуры виртуальной реальности Oculus Rift не позволяет носить ее с некоторыми типами очков. Если оправа большая, то сложно будет надеть гарнитуру. Даже если это произойдет, то создается ощущение, что очки поцарапают линзы гарнитуры Oculus Rift.
HTC Vive: В гарнитуре HTC Vive комфортнее носить очки, так как в ней больше места для них. Однако все равно это не совсем удобно, но многие пользователи носят очки под этой гарнитурой.
Победитель: Гарнитура HTC Vive. Ни одно устройство не работает с очками идеально, как бы многим этого хотелось. С гарнитурами виртуальной реальности лучше всего использовать контактные линзы вместо очков. Однако по комфорту ношения гарнитура HTC Vive более удобна с очками.
НАСТРОЙКА
Oculus Rift: Настройка гарнитуры виртуальной реальности Oculus Rift проходит очень быстро и легко. Камера слежения за движением устанавливается на небольшой аккуратной подставке на столе. Все, что остается для ее настройки, – это подключить ее к гарнитуре, а так же установить необходимое программное обеспечение.
HTC Vive: Настойка гарнитуры виртуальной реальности HTC Vive нельзя назвать беспроблемной. Однако если работать в ней только сидя, то не такая уж это и проблема. Выигрышным моментом гарнитуры HTC Vive является виртуальная реальность, действующая в пределах комнаты. Так, можно свободно передвигаться по комнате в устройстве HTC Vive. Так, возможно установить два маячка высоко над полом в двух противоположных углах, которые ничем не загромождены. Гарнитура HTC Vive идет в комплекте с креплениями, однако они имеют специальные отверстия, благодаря которым можно установить на треноге. (Их так же можно расположить на книжных полках. Гарнитура работает тогда должным образом).
Однако необходимо иметь достаточно свободного места – 1,8 метров на 1,8 метров, чем не может похвастаться каждый реальный или потенциальный владелец гарнитуры. Необходимо убрать мебель и все объекты, находящиеся в этом пространстве. И тогда можно играть в игры типа Rock Band или боулинг – Wii. Однако ко всему этому нужно еще иметь достаточное количество розеток для зарядки маячков, ручных контроллеров и самой гарнитуры (при этом гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift не нуждается в отдельном источнике питания). Для HTC Vive необходимо выделить отдельную пененоску для зарядных устройств.
Победитель: Oculus Rift. Настойка гарнитуры виртуальной реальности Oculus Rift была бесспорно легче, чем гарнитуры HTC Vive. Все это потому, что устройство Oculus Rift не создана для удовлетворения амбиций компании. Мы сравниваем именно те гарнитуры, которые доступны сейчас. И гарнитуру виртуальной реальности Oculus Rift настроить намного легче. Конечно же будет интересно увидеть настройку этой гарнитуры с появлением контроллеров Oculus Touch позднее в этом году.
КОНТРОЛЛЕРЫ
Oculus Rift: Гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift идет вместе с контроллером Xbox One и небольшим пультом управления от Oculuss VR. Контроллер Xbox часто применяется геймерами, однако здесь это временное решение до появления собственного контроллера Oculus Touch. Пульт управления здесь удобный. Ниже приведем основные его преимущества.
HTC Vive: Гарнитура HTC Vive идет в комплекте с двумя специальными контроллерами, созданными для работы с системой маячков. Они выглядят очень комфортно. Здесь сочетается футуристический дизайн и удобство. На контроллере есть колесико под большой палец, с помощью которого можно контролировать большинство игр в HTC Vive. Кнопка “squeeze” (сжать) на каждом контроллере используется не часто, но позволяет так же управлять играми. (Такой контроль является интересной и оригинальной идеей, который достаточно хорошо работает в виртуальной реальности).
Победитель: Гарнитура HTC Vive. Данная категория довольно странная сейчас для сравнения, так как контроллеры сейчас сравнивать не очень хорошо. Сейчас контроллеры у HTC Vive превосходят Oculus Rift, однако скоро все может измениться с появлением Oculus Touch. Тут так же хорошо то, что контроллеры передают информацию внутрь виртуальной реальности . Так, можно проверить уровень заряда батареи по виртуальной подсветке, которая не существует на физическом контроллере. При этом в гарнитуры виртуальной реальности Oculus Rift с контроллеров Xbox приходится играть вслепую.
При этом имеется небольшой пульт управления от Oculus Rift. Он достаточно хорош, но на него не все обращают должное внимание. Его неплохо давать новичкам, которые только начинают покорять виртуальную реальность. Он не такой неуклюжий и пугающе выглядящий, как стандартный игровой контроллер. При просмотре фильма виртуальной реальности типа The Apollo 11 VR Experience или The Rose and I лучше использовать пульт управления, чем огромный контроллер.
ОПЫТ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Oculus Rift: Стоит только надеть гарнитуру виртуальной реальности, как вмиг переносишься туда. В это вся виртуальная реальность. Гарнитуру можно использовать как сидя, так и стоя. Можно крутиться на одном месте и быть в виртуальной реальности. При этом нужно быть подключенным к компьютеру. Ход игры можно контролировать с помощью обычного игрового контроллера, поэтому уникальное взаимодействие в виртуальной реальности ограничено поворотом или наклоном головы.
HTC Vive: В гарнитуре виртуальной реальности HTC Vive можно делать то же, что и в Oculus Rift. Кроме того, в ней можно свободно передвигаться по комнате. То есть здесь можно не просто видеть виртуальный мир вокруг себя, но и ходить по нему. Благодаря программному обеспечению от SteamVR “Chaperone” гарнитура HTC Vive будет накладывать серые границы сетки, отмеренные пользователем для того, чтобы он за них не зашел и не снес гарнитуру. Если вы играете в игру, в которой используются групповые контроллеры (в большинстве игр они используются) вы сможете увидеть их в виртуальной реальности, что упростит управление ими в гарнитуре HTC Vive. Они могут выглядеть как кулаки, из которых готовы выпуститься захватные крюки или подобие рук, держащие космическое оружие. Как бы там ни было, всегда лучше их видеть наглядно.
Эта псевдореальность позволяет игрокам виртуально касаться и управлять объектами в виртуальной реальности, например, проводить операцию для виртуального хирурга, готовить кофе в виртуальной кофеварке или собирать виртуальное устройство. Гарнитура виртуальной реальности HTC Vive имеет кривую обучения. Устройство подключено к компьютеру с помощью кабеля. И при обходе комнаты в гарнитуре пользователь будет знать, как не запутаться в шнурах.
Победитель: HTC Vive, с большим опережением. Однако гарнитура виртуальной реальности обещает скоро догнать HTC Vive после выпуска контроллера Oculus Touch, который создан для такого же сценария, как его соперник. Однако на данный момент опыт в гарнитуры виртуальной реальности HTC Vive более интересный, чем Oculus Rift.
На сегодня все, однако это не полный обзор. Ожидайте следующую часть, где вас ждут другие сравнения и конечно же выводы, которые мы сделали, сравнив два новомодных устройства виртуальной реальности.