Виртуальная реальность лечит паранойю и физические проблемы
Виртуальная реальность может быть полезной технологии для лечения различных психических отклонений. Так считают ученые Оксфордского университета.
Благодаря виртуальной реальности пациентам дают понять, что ситуации, вызывающие у них страх, на самом деле, не такие опасные, как они себе это придумали.
Для чего можно использовать такую технологию?
Она прекрасно подойдет для избавления от паранойи (расстройство мышления, некая странность, которая возникает при различных психических заболеваниях и поражениях головного мозга) От острых форм паранойи (состояния, мешающие нормальной жизни) страдает около двух процентов населения Великобритании.
Ученые провели исследование и опубликовали свои выводы журнале British Journal of Psychiatry (британский журнал психиатрии). В нем приняло участие около тридцати человек, страдающих от различных видов паранойи. Такие люди не доверяют никому. Они будут уверены в том, что им желают навредить. Большинство таких пациентов стараются свести социальные контакты к минимуму. Так например, они не будут ходить в места скопления людей, а при общении будут отводить глаза. Такая жизнь приводит к полной изоляции человека, кроме того, он будет испытывать стресс.
Виртуальная реальность предлагает две симуляции, которые могут пережить лица, страдающие от паранойи. Первая симуляция происходит в лифте, а вторая под землей в метро. Это самые большие фобии. Здесь количество людей постепенно увеличивается. Человек может адаптироваться.
Испытуемые были поделены на две группы. Так, первая группа должна вести себя своим привычным образом. Люди избегали контактов с другими. Другая группа имела свое задание. Необходимо было смотреть в глаза людям или же близко к ним подходить. В конце проведения эксперимента у половины пациентов второй группы исчезли признаки тяжелой формы паранойи.
Таким образом, оксфордские ученые доказали, что виртуальная реальность помогает бороться с паранойей и приносит быстрые результаты. Основные признаки паранойи стали менее очевидными уже через пол часа работы в виртуальной реальности. При этом нельзя сказать, что такой опыт был легким и приятным для пациентов. Им необходимо было всерьез бороться со своими страхами.
Итак, что же удалось сделать для лечения паранойи?
Были созданы две симуляции в местах наибольшего скопления людей, где не удастся избежать контакта. Это вагон поезда метрополитена и общественный лифт.
В исследовании приняла участие небольшая группа испытуемых, которая была поделена на две части для чистоты эксперимента. Все они использовали гарнитуру виртуальной реальности. Пациенты знали, что все происходит лишь на экране гарнитуры, поэтому напряжение было немного меньшим, но все же ощущалось. Первые пятнадцать человек могли отворачиваться от людей и делать то, что и всегда (оборонительное поведение), вторая группа была в более жестких условиях. Они должны были приближаться вплотную и не избегать зрительного контакта. Исследования Оксфордского университета финансировалось Советом по медицинским исследованиям. После такого опыта паранойя действительно уменьшается. Однако лучшие результаты были достигнуты в группе, где применялись ограничения. Параноидальный бред больше не причинял вреда более половине испытуемых второй группы. Однако в первой группе так же был прогресс, возможно им потребуется больше времени на преодоление своих проблем.
Исследование проводилось под руководством профессора Даниэля Фримана, клинического психолога кафедры психиатрии Оксфордского университета. Он сообщил о том, что в основе паранойи лежит необоснованным убеждение человека о том, что его жизнь находится под угрозой. А с помощью виртуальной реальности можно помочь человеку понять, что его опасения напрасны. Они уменьшаются или исчезают вовсе.
Ученые из Оксфорда пришли к выводу, что около 1-2% населения имеют серьезную паранойю в какой-то момент в жизни. Как правило, она связана с нарушением психического здоровья и может быть признаком шизофрении. Пациенты имеют сильное чувство недоверия к людям и окружающему миру, воспринимая его враждебно. Они избегают контакта контакта с людьми, могут и вовсе не выходить из дома.
Данное исследование было кратковременным. Пациенты имели только одну получасовую сессию в виртуальной реальности. Последующее наблюдение за их поведением отсутствовало. Тем не менее, профессор Даниэль Фриман сказал, что результаты были исключительно хорошими. Он добавил: “Я думаю, что это возможность заглянуть в будущее лечения психических заболеваний. Сейчас происходит революция в виртуальной реальности, гарнитуры становятся более доступными. Поскольку они становятся более доступными, мы будем наблюдать их распространение не только в клинических условиях, но и дома у людей”.
Это стоит увидеть!
Сорокапятилетнему пациенту Тоби Брэбхаму был поставлен неутешительный диагноз шизофрения более двадцати лет назад. Он испытывал сильную паранойю. Он сказал: “Я часто слышал голоса, которые меня преследовали. Я хотел редко выходил из дома. Если же была такая необходимость, я шел с опущенной головой, чтобы избежать контакта с глазами людей. Это очень изолировало меня от общества”. Тоби Брэбхам в настоящее время успешно проходит лечение. Он испытал сеанс лечения в гарнитуре виртуальной реальности. Он был поражен: “Это впечатляет! Это стоит увидеть! Если сейчас я буду ехать в метро или подниматься на лифте, я обязательно буду вспоминать свой опыт виртуальной реальности. И я думаю, что это будет полезно для снижении любого беспокойства, какое у меня может быть”.
Доктор Катрин Адкок, заведующая кафедрой нейробиологии и психическое здоровья при Совете по медицинским исследованиям, сказала: “Виртуальная реальность оказывается чрезвычайно эффективным методом для диагностики и лечения проблем, связанных с психическим здоровьем. Это исследование показывает огромный потенциал применения виртуальной реальности в психиатрической практике”.
Брайан Доу, благотворитель фонда Rethink Mental Illness, связанного с лечением психических заболеваний, сказал: “Интересно увидеть передовые технологии, используемые для лечения проблем со здоровьем, так как паранойя является очень страшным и разрушительным симптомом для некоторых людей, страдающих психическими заболеваниями”.
Физическое восстановление здоровья
Виртуальная реальность очень хорошо применяется для восстановления здоровья, не только психического, но и физического.
Восстановление подвижности мышц после инсульта или после аварии может занять много времени упорной работы. Сейчас команда в Манчестере использует виртуальную реальность для того, чтобы помочь пациентам двигаться снова.
Мардж Браун не может сдерживать слез в глазах, когда она наблюдает за своим мужем, выходящим на прогулку на беговой дорожке. Благодаря виртуальной реальности вместо своего дома он может видеть мир, деревья, всю красоту, которая отображается на большом экране перед ним.
Шесть лет назад у Кеннета был массивный инсульт, который парализовал его левую сторону. Врачи сказали ему, что он никогда не сможет снова ходить и будет прикован к дому.
“Однако посмотрите на него!” – говорит Мардж с гордостью. “Этим утром он уже плавал и теперь он ходит в лесу!”
Вместо того, чтобы последовать совету своего врача, Кеннет начал свою реабилитационную программу BASIC в реабилитационном центре Brain and Spinal Injury Centre (при больнице Salford Royal Hospital).
Кеннет был заинтересован попробовать недавно установленную компьютерную системы реабилитации BASIC, целью которой является помощь людям восстановить движение, равновесие и уверенность в себе.
Здесь используется беговая дорожка и огромный экран впереди. Таким образом человек может е только заниматься, но и разнообразить свой досуг, виртуально путешествуя в различные места.
При этом результаты являются просто многообещающими.
Сильвия Мосс говорит, что это не замена для основной физиотерапии, но это чрезвычайно полезная дополнительная помощь.
Кроме того, это еще и хорошее развлечение и отвлечение от свои насущных проблем. Укрепляются мышцы и появляется вера в себя, уходит страх.
Использование виртуальной реальности как часть процесса реабилитации фактически ускоряет восстановление и может уменьшить влияние черепно-мозговой травмы. Для развития этого направления еще нужны время и ресурсы.
Пациенты довольны такой виртуальной системой: “Это как в фильме. Это просто удивительно! Программа заставляет меня использовать мое тело. Моя правая рука стала лучше”.
Однако не заменяем ли мы реальную жизнь виртуальной? Для пациентов такая замена во благо. так как нет другого выхода. Или им сидеть и умирать от скуки и одиночества или путешествовать в виртуальной реальности.
При этом пациенты сами говорят: “Такое чувство, что все происходит в реальной жизни”.
Таким образом, польза виртуальной реальности очевидна как для улучшения физического здоровья, так и для решения психических и психологических проблем.