Вы готовы к мультисенсорной виртуальной реальности?
Благодаря виртуальной реальности с мультисенсорной функцией можно выйти далеко за пределы видимости и слышимости.
В 2017 году был настоящий бум виртуальной реальности. Мы увидели новые потребительские гарнитуры ведущих производителей технологии, начиная от самых простых типа Google Cardboard и заканчивая высокотехнологичными устройствами типа HTC Vive и Oculus Rift. Многие люди уже имели возможность если не приобрести себе гарнитуру виртуальной реальности, то хотя бы попробовать опыт виртуальной реальности хотя бы раз. Чем же так хороши последние устройства? Гарнитура HTC Vive сделана очень добротно. Она удобно крепится к голове с помощью липучек и использует бесчисленные датчики, которые позволяют использовать чувство прикосновения в опытах виртуальной реальности. Например, если махать впереди собой, пытаясь отгонять пузыри, можно “ощутить” их присутствие по ту сторону экрана.
Если такого рода опыт вас пугает, то спешим вас огорчить: вы увидите больше таких вещей в следующем году. Виртуальная реальность будет становиться все более реальной. Нам обещают предоставить виртуальную реальность, которая будет становиться более убедительной и правдоподобной средой. То есть это будет реальность, которая является виртуальной. При этом нужно сказать о том, что в то время как типичная гарнитура виртуальной реальности имеет дело только с чувствами зрения и слуха, наше тело и мозги взаимодействуют с миром вокруг нас с полным набором чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Если добавить другие сенсорные впечатления к опыту виртуальной реальности, разработчики могли бы сделать все гораздо более реалистичным, что позволило бы улучшить ощущение телепортации. Такой опыт отлично подойдет для развлечений и игр, но также он будет иметь важное значение для терапевтических целей. Виртуальная реальность может легко обмануть нервную систему, подменив одну реальность другой, что может положительно отразиться на лечении широкого спектра физиологических и психических заболеваний.
Конечно же этот переход не будет совсем легким, скорее наоборот. Во-первых, технологические компании имеют сомнительную историю добавления других ощущений к существующим технологиям. Если вы не помните iSmell (Digiscents iSmell Personal Scent Synthesizer), вы ничего особо не потеряли. Это периферийное устройство для персонального компьютера, разработанное компанией DigiScents в 2001 году. Судя по названию устройство имело отношение к передаче запахов. Однако этот гаджет относится к провальным устройствам. Можно даже сказать, что iSmell находится в списке худших устройств, которые когда либо были созданы. В планах разработчиков было передавать запахи пользователям при поиске в сети Интернет. Вот как устройство описывается в Википедии: “Устройство содержит картридж со ста двадцати восемью первичными запахами, которые могут смешиваться для передачи природных запахов и запахов, созданных человеком. Компания DigiScents проделала большую работу по индексации запахов, которые могут быть закодированы, оцифрованы и встроены в веб-страницы или же отправлены пользователям по электронной почте”.
Тем не менее, были люди, которые считали, что это была хорошая идея с передачей запахов. Компания смогла собрать инвестиций на сумму около двадцати миллионов долларов США. Деньги были получены на то, чтобы разработать продукт, который так никогда и не был выпущен.
Суть вот в чем: очень тяжело коренным образом изменить отношение потребителей к технологии. Программистам нужно тратить время и усилия на то, чтобы использовать новые чувства. Будь то добавление запаха кофейных зерен на домашней странице Starbucks или ощущение вибрации на тренажере, имитирующем землетрясение в виртуальной реальности, необходимо проделать много дополнительной работы для того, чтобы создать что-то новое, к чему мало кто сможет иметь доступ.
Существует также “Eww фактор”. Даже если вы тот человек, который любит то, как модные журналы наполнены ароматной рекламой (когда можно понюхать страничку, если предварительно ее потереть), и вы просто хотите, чтобы Интернет мог повторить такой опыт, такое наличие запахов может быть несколько агрессивным (вспомните разного рода навязчивую рекламу, от которой всегда ищут “противоядие”). И если пахнущие веб страницы кажутся вам не слишком хорошей идеей, трудно себе представить, что вы захотите испытать такое на своем компьютере.
Тем не менее, мир не стоит на месте, технологии постоянно развиваются. Мультисенсорная виртуальная реальность может стать реальной вещью, способной поменять правила игры в отрасли. Возможно это принесет свои благодатные плоды. Однако для стартапа это будет нелегко (даже если его хорошо профинансируют). Ведь для этого необходимо заставить разработчиков и потребителей изменить свое мнение о технологии, принять ее и переключится на нее. Именно поэтому большие надежды возлагаются на компанию Sony, которая сама производит гарнитуры виртуальной реальности, создает свои собственные игры, а также имеет тесные отношения с широким кругом разработчиков для своей платформы Playstation VR. Кроме того, здесь есть очевидное применение использования новых чувств. Шутеры от первого лица уже давно используют основную тактильную обратную связь (вспомним, например, N64 Rumble Pak). Поэтому имеет смысл давать возможность игрокам “почувствовать” взрывы и другие отголоски войны. А если данная технология приживется у геймеров, позже она найдет другие применения, как, например, применение в медицинских и терапевтических целях. В таком случае это будет беспроигрышная стратегия.