Как Facebook будет покорять виртуальную реальность
Журналистам компании Bloomberg удалось попасть в святая святых Facebook, увидеть «офис будущего» и поговорить с главой компании Марком Цукербергом о технологии виртуальной реальности.
Сейчас вовсю идет строительство нового офиса для компании Facebook. До завершения еще далеко, однако уже понятно из каких материалов будет это здание. При строительстве задействованы такие материалы, как бетон, сталь, а так же слоистая древесина. Опоры-столбы поддерживают свободно подвешенные стены, на которых все еще видна строительная разметка. Бизнес, который приносит огромные многомиллиардные доходы, может гармонично сочетать даже такие материалы, как фанера и бетон.
Представитель компании Facebook называет новый офис компании самой большой комнатой во всем мире. Практически так и есть. Данное пространство не квадратное, поэтому не выглядит слишком огромным. оно узкое и длинное. Для того, чтобы попасть на прием к Марку Цукербергу, который и придумал офис с открытой планировкой, необходимо проследовать по нарисованному пути. Примечательно, что рабочие столы содержатся в порядке и чистоте. Время от времени можно наткнуться на отметку «Вы находитесь здесь», с помощью которой можно легче ориентироваться в пространстве. В конце концов путь к Марку Цукербергу пройден. Основатель компании стоит и обсуждает что-то с коллегой. Цукерберг имеет красивую величавую осанку. Он выделяется среди остальных людей даже будучи одетым в серую футболку, джинсы и кроссовки. Глава компании Facebook сразу же замечает журналистов и подходит к ним поговорить о будущем. Главное темой разговора является дочерняя компания Oculus VR, которая была куплена весной 2014 года и занимается разработкой и производством очков виртуальной реальности, а так же необходимого программного обеспечения.
Интервью проходит в комнате, похожий на круглый аквариум, который находится внутри огромной комнаты. В помещении мебели немного: небольшая кушетка, квадратный столик и два огромных плоских экрана. У Марка Цукерберга светло-зеленые глаза, которые сканируют интервьюера как камеры системы безопасности. От них невозможно куда-то убежать.
Марк говорит, что уже давно думает о том, как передавать реальность. «Я об этом мечтал, когда был еще ребенком, – сообщил Марк Цукерберг. – Я помню, как в школе сидел на уроке математики со своим блокнотом и писал коды. В средней школе у меня еще не было компьютера. Я любил прийти домой и записывать их. Я считал тогда, что операционные системы и опыт должны быть в 3D с элементами виртуальной реальности».
Сейчас Марку Цукербергу 32, в средней школе он учился в 1995 году, за несколько лет до этого американский писатель Нил Стивенсон написал о своем видении «метавселенной», созданной компьютером альтернативной реальности, в романе Snow Crash (Лавина).
Через 20 лет Марк Цукерберг решил купить компанию виртуальной реальности OculusVR за два миллиарда долларов США. Владелец компании Пальмер Лаки не смог устоять перед таким заманчивым предложением. Марк Цукерберг пообещал длительную поддержку компании благодаря специальным акциям. Марк Цукерберг является не единственным акционером, однако только он имеет практически неограниченные права по управлению денежными потоками, которые в первом квартале 2016 года составили 1,8 миллиарда долларов США.
Oculus на латинском означает «глаз». Гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift поступила на потребительский рынок в марте 2016 года. Ее стоимость составляет 599 долларов США. Устройство крепится к голове как очки лыжника. В гарнитуре угол обзора составляет 360 градусов, благодаря чему открываются новые возможности для игр. Однако применение виртуальной реальности возможно не только в игровой среде. Так, Цукерберг хочет использовать гарнитуру для создания фильмов, просмотра спортивных соревнований и концертов, а так же живого общения с людьми по всему миру. Это только малая часть возможностей виртуальной реальности.
При этом использование гарнитуры Oculus Rift пока что ограничено в виду проблемы с разрешением при передаче движения пользователя. Например, гарнитура виртуальной реальности должна каким-то образом следить за человеческим глазом и менять фокус в зависимости от обстановки. Для этого необходимо потратить миллиарды, чтобы заставить все работать безупречно.
Марк Цукерберг говорит по этому поводу следующее: «Мы сейчас находимся на начальной стадии, однако это будет долгосрочный проект. Это идеальный кандидат на то, чтобы стать новой востребованной компьютерной платформой. Этот будет предметом внимания инвесторов еще длительное время».
Марк Цукерберг часто упоминает глобальную коммуникацию. Благодаря виртуальной реальности можно многого достичь в данном направлении. «Мы соединили 1,65 миллиарда людей посредством социальной сети Facebook. Однако если мы желаем помочь всем жителям планеты наладить связь между собой, а так же разобраться как пользователи потребляют и делятся контентом, необходимо привлекать инвестиции в такие долгосрочные проекты. Я не знаю кто сказал это первым, однако несложно предсказать, каким мир будет лет через 20. Самым сложным здесь является то, что достаточно трудно понять, как попасть туда», – размышляет Марк Цукерберг.
Еще десять лет назад можно было отправлять только текст в режиме реального времени. «Потом появились хорошие камеры в телефонах и у людей появилось больше возможностей, – сообщил Марк Цукерберг. – Теперь мы находимся на начальной стадии золотой эры онлайн-видео. Фотографии лучше текста, а видео лучше фотографий. Но это еще не конец, ведь правда? Я имею в виду, мы становимся все ближе к пониманию истинного опыта и мыслей человека, которые мы можем поймать и поделиться с другими людьми».
Распространение видео может привести к интересным, а иногда даже шокирующим последствиям. Виртуальная реальность будет идти такими путями, которые сейчас мы даже не в состоянии понять. Мы можем представить себе систему Facebook Live, которая полностью виртуализирована. Говоря о будущем, Цукреберг старается говорить загадками. Некоторые проблемы даже не озвучены. Виртуальная реальность пытается создавать новые миры, упорядочивая при этом все, что существует на нашей планете. Сейчас есть проблемы как связаться с мозгом, чтобы получилось нечто вроде телепатии. Марк Цукерберг говорит, что существует нечто более глубокое, что еще научно не было доказано, что позволяет нам постигать этот мир. И это можно передавать другим. Однако сей час это недоступно и не поддается описанию на доступном человеческом языке. Таким образом, нам необходимо оборудование, с помощью которого можно создавать искусственную телепатию.
Помимо проникновения в человеческое сознание Oculus даст возможность создать объект, отличающийся от миллионов невидимых кодов, из которых состоит Facebook. Код уже является крупным достижением, однако люди любят только физические объекты, они могут говорить о них даже через много лет. Люди не любят выкидывать вещи, так как они хранят воспоминания о том, насколько дороги они для них. Вещи могут напоминать о детстве или молодости, поэтому люди так трепетно относятся к таким вещам, найдя их где-то в кладовке или подобные вещи на аукционах и барахолках.
Кроме того, Марк Цукерберг имеет и менее романтическую причину прийти на рынок компьютерного оборудования. Так, компания Facebook желает покорить виртуальную реальность в свое время Google и Apple покорили мобильную технологию. Компания хочет полностью контролировать эту нишу, начиная от разработки программного обеспечения и заканчивая производством оборудования.
При этом массовое производство реальных вещей имеет большое отличие от программирования. Если произвести миллиарды пар гарнитур виртуальной реальности для потребителей, это сильно изменит положение вещей.
Apple тоже производит гаджеты, однако 110 тыс. сотрудников компании их не собирают. Для этого подключают сотни тысяч других людей, как, например, компанию Foxconn Technology. Компания Samsung имеет штат в пол миллиона. сотрудников. Что касается компании Facebook, ее численность всего 13 тысяч человек. Само подразделение Oculus состояло из 400 человек согласно последним официальным данным.
Однако теперь компания перестала сообщать о количестве сотрудников, занятых в проекте. Может Oculus VR пытается создать что-то более грандиозное. При этом проекту сложно вести борьбу с другими разработчиками современных технологий. Теперь при поддержке Марка Цукерберга у них есть большие возможности. Главный технический директор компании Oculus VR Джон Кармак сказал, что хорошо понимает, кто их соперники: «Я был владельцем аэрокосмической компании на протяжении 10 лет и понимаю всю сложность физических проектов».
Война за производство оборудования будет вестись вместе с компанией Facebook на базе новых возможностей. Для этого компания имеет все необходимое и даже больше. Стоит только взглянуть на инфраструктуру, где все создано для людей, станет понятно, что работать на компанию сочтет за честь каждый человек. Взглянем на то место, где создается гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift. Здесь над столами расположены какие-то непонятные щупальцы. Комнаты запутанные и непривлекательные, в которых порядок не присутствует, что говорит о том, что сотрудники слишком заняты, чтобы тратить время на уборку. Везде кучи гарнитур, линз, проводов, коробок и различных микросхем. Повсюду можно увидеть осциллографы, хромато-масс-спектрометры, источники питания, паяльники, обнаженные схемные платы с микросхемами, USB кабеля, платформы для тестирования оборудования и гигантские микроскопы. На столе находятся три камеры.
В этом лабиринте техники обитают Пальмер Лаки и Нейт Митчел. Пальмер Лаки, которому всего 23 года, является изобретателем гарнитуры виртуальной реальности и лицом компании Oculus Rift, которая была создана в 2012 году. Он совершенно не боится за судьбу своего проекта. Однако компания Facebook хотела бы переписать историю создания и превратить ее вместо истории о «герое в гараже» в историю про группу профессиналов-единомышленников. Теперь он дает только групповые интервью без фотографирования. При этом Пальмера Лаки это нисколько не беспокоит. Он сидит в офисе Нейт Митчела. Одет как и раньше в гавайскую рубашку, шорты и сандалии. В нем есть необходимая уравновешенность и уверенность, присущая создателю технологии виртуальной реальности.
Нейт Митчел немного постарше. Ему 29. Он очень позитивный, одет в серую толстовку с капюшоном. Нейт является вице-президентом продукта. Он работает с Пальмером Лаки с самого начала. Нейт Митчел продумывает как улучшить гарнитуру Oculus Rift. При этом Пальмер Лаки работает с разработчиками игр. Некоторые игры будут кроссплатформенными. Гарнитура HTC Vive на данный момент имеет преимущество, так как позволяет ходить по комнате, что расширяет возможности технологии. Все это возможно благодаря контроллерам. Однако такое преимущество будет недолгим. У компании Oculus VR на подходе новый контроллер Oculus Touch, выход которого анонсирован на вторую половину 2016 года. Благодаря этому новому девайсу люди оценят гарнитуру виртуальной реальности еще больше. Они получат возможность играть в новые игры, такие как Resident Evil, которые на данный момент недоступны для Oculus Rift.
Когда Палтмера Лаки спросили про его отношение к гонке и возможности остаться победителем, он ответил: «Я ничего не боюсь. Я слишком много знаю. Есть компании, пытающиеся разработать долгосрочный прогноз того, как эти технологии будут развиваться через 10, 20 или даже 30 лет. Однако много кто читал научную фантастику. Мы все знаем, что технология виртуальной реальности является чем-то из области научной фантастики. Наш нынешний продукт совершенно не такой, каким мы его видим через лет 10-20. Каждый желает дойти до этого этапа. И тут цель понятно: создание виртуальной реальности, которая будет похожей на реальную жизнь без особых ограничений», – сказал Пальмер Лаки.
Пальмер Лаки и Нейт Митчелл собрались вместе благодаря генеральному директору проекта 36-летнему Брендану Айриб, который выполняет важную роль в компании. Цуль его работы – сделать так, чтобы конечный продукт Oculus Rift выглядел понятным, удобным элегантным и привлекал людей.
Брендан Айриб так же глобально мыслит о перспективах технологии виртуальной реальности. Его интересует, что произойдет, когда Oculus Rift повторит успех приложения Google Earth и оцифрует реальный мир в режиме 3D, а так же удастся ли получить идеальное взаимодействие глаза человека и виртуальной реальности. «Я постоянно думаю об этом. Просыпаюсь во сне и думаю. Потом опять засыпаю и думаю еще больше», – рассказал Брендан Айриб.
Брендан Айриб вырос в Мэриленде и год проучился в Мэрилендском университете, после чего он ушел оттуда и стал заниматься разработкой программного обеспечения. Программист вспоминает, как в 2012 году он получил звонок от друга, который сообщил, что ему просто необходимо встретиться с Пальмером Лаки, у которого на тот момент был отличный прототип, связанный с технологией виртуальной реальности. Брендан Айриб собрал свою команду, включай Ннйт Митчела, в ресторане STK (город Лос-Анджелесе). Во время ужина он сказал следующее: «Пальмер носит шорты и шлепанцы, а так же футболку ATARI. Я разговаривал с ним по телефону, однако не знал, что он такой юный». Пальмеру Лаки на тот момент было всего 19 лет.
Брендан Айриб принялся развивать проект Oculus, который изначально стартовал на Кикстартере, благодаря чему компания начала создавать и продавать устройства виртуальной реальностям пользователям. На ум приходит интересная аналогия начала компьютерной эры. Тогда Стив Джобс сказал Стиву Возняку, что компьютеры Apple должны быть в использовании обычными людьми, а не только инженерами.
Лаки Пальмер первое время сомневался на счет того, стоит ли ему начинать работать с командой Брендана Айриба. При этом Брендан Айриб смог убедить юного создателя, мотивируя его тем, что он уже раньше занимался подобными проектами. Такое сотрудничество живо по сей день. При этом он говорил ему о партнерских отношениях с равными долями акций и предлагал быть генеральным директором, а роль Брендана Айриба должна была заключаться в помощи при создании компании и продукта, построения команды, сборе денег и дальнейшей разработке. Он помогал ему советами о том, как общаться со СМИ со своей невероятной историей разработки продукта в гараже отца. Такое сотрудничество пошло на пользу им обоим.
Пальмер Лаки, оглядываясь назад, смеется и говорит, что его не сразу удалось убедить. На это ушло несколько недель, пока он не пришел к выводу, что Брендан Айриб хороший парень и он бы хотел с ним работать. Он так же сказал, что не хотел быть генеральный директором, что это не для него: «Я с самого начала знал, что не буду генеральным директором. Эта роль не для меня».
Проблема Oculus заключается в том, что на данный момент технология во многих аспектах они не может соревноваться с реальностью. Так, последняя модель линз Oculus Rift имеет угол обзора девяносто градусов, однако угол обзора глаза человека составляет сто десять градусов. Кроме того, сейчас отсутствует возможность регулировать глубину восприятия, нельзя никак быстро переключать внимание с дальних объектов на ближние и наоборот.
Так, главный научный сотрудник Oculus Майкл Абраш почти все свое время посвящает изучению восприятия. Все помнят крупный спор в Интернете в 2015 году по поводу цвета платья (белое с золотым голубое с черным). Он стал для Майкла не бесполезным мемом, а вопросом о принципах работы мозга человека. Майкл Абраш не хочет, чтобы компания Oculus VR фокусировалась только на играх и развлечениях. Майкл хочет, чтобы виртуальная реальность была максимально похожа на действительность. Так, она должна стать настоящей новой реальностью.
Майкл Абраш говорит следующее: «Единственным решением здесь является создание чего-то. Это проблема психологии восприятия. Здесь необходимо понимать, как ощущения и опыт проектируются в нашем мозгу».
Компания Oculus VR тратит пятую часть доходов на исследовательскую работу. Майкл Абраш активно ищет сотрудников, которые будут заниматься изучением проблем, связанных с технологией виртуальной реальности. Майкл Абраш считает, что есть такие научные отрасли, в которых пара экспертов на весь мир. Именно они и нужны для того, чтобы помочь проекту. Такие поиски достаточно сложные, так как многие проекты, связанные с виртуальной реальностью, закончились провалом. Это было еще в девяностые годы прошлого столетия. Специалисты, которые работали в этой сфере, тогда не могли больше развиваться и совершенствоваться. Майкл Абраш сообщил: «Я говорил с одним специалистом по поводу возможного сотрудничества с компанией. Оказалось, что он стал доктором. Тогда все было настолько плохо, что люди просто уходили».
Что касается Майкла Абраша, он оставил свою предыдущую работу, когда его пригласили в компанию Oculus VR. Однако он начал работать уже после того, как у компании было достаточно денег для того, чтобы начать исследование. Прошло всего пять дней и было получено сообщение о том, что проект привлек 2 миллиарда долларов. Майкл Абраш делится своими воспоминаниями: «Я подумал, как хорошо, что поезд тронулся». Он встретился с Марком Цукербергом и напрямую спросил его о том, является ли виртуальная реальность частью стратегического плана компании Facebook. Марк Цукреберг смог убедить исследователя в том, что все серьезно.
Сейчас становится понятно, что Oculus является амбициозным и многообещающим проектом, чья судьба теперь полностью в руках Марка Цукреберга, который тщательно выбирает свои профессиональные и личные цели. Марк учитывает все: каждую прочитанную книгу, каждый пройденный километр. Когда журналисты задали ему вопрос о том, готов ли он работать над долгосрочным проектом, Марк Цукерберг ответил следующее: «Наша компания сфокусирована на миссиях и долгосрочных проектах».