Возможности Oculus Rift, о которых вы не подозревали
Полноценная виртуальная реальность все ближе и ближе. И яркой демонстрацией этой тенденции являются успехи замечательной новинки, которая в этом году уже появится в массовой продаже – очки виртуальной реальности Oculus Rift. Начиналось все с амбициозного стартапа и поиска средств на краудфандинговой бирже Kickstarter. Теперь это крупный проект с многомиллионным бюджетом, который находится на последнем этапе разработке и на пороге мощного старта.
Первоначально проект Oculus Rift создавался в качестве своеобразной конкуренции для смарт-очков Google Glass. Но в процессе разработки проект претерпел концептуальные трансформации, преобразовавшись в шлем-очки виртуальной реальности. И, как видим, вполне не зря. «По умолчанию» это устройство в первую очередь призвано выполнять развлекательную функцию. И действительно, по последним официальным сообщениям, Oculus Rift выйдет в продажу в комплекте новой и очень ожидаемой игры EVE: Valkyrie – космического симулятора.
Но несмотря на «главную» функцию, Oculus Rift способны еще на гораздо большее. Уже сегодня придумано немало интересных идей использования очков, некоторые из которых граничат с гениальностью. Очки, оказывается, можно применять в абсолютно разных сферах, практически никак между собой не связанных.
Архитектура
Джон Бручоуд, архитектор и владелец компании Arch Virtual, специализируется на архитектуре и дизайне интерьеров жилых и офисных помещений с последующей их визуализацией при помощи компьютерных средств. Для большинства разработок используются редакторы трехмерной графики. Бручоуд убежден, что виртуальная реальность – это настоящая находка для сферы архитектуры.
Польза Oculus Rift в данном случае очевидна и удобство бесспорно. Очки очень компактны по сравнению с другими системами виртуальной реальности, а их возможности весьма впечатляют. Каждый архитектор сможет лично «посетить» разработанное им здание или помещение еще задолго до возведения и лично убедиться, что все в порядке и ничего не упущено. По мнению Бручоуда технологии виртуальной реальности, такие как Oculus Rift способны раз и навсегда изменить архитектуру как область деятельности.
Образование
Вполне очевидными и бесспорными выглядят широкие возможности Oculus Rift в обучение чему бы то ни было. Так, известный австралийский преподаватель Мэтью Марунцин полагает, что виртуальная реальность может поднять образовательные технологии на ранее недосягаемый уровень и открыть новые возможности, о которых ранее никто и не подозревал.
Благодаря трехмерной визуализации дети смогут обучаться практически многим вещам, которые пока возможно изучать только в теории. К примеру, изучать астрономию или физику можно будет с «практическими» занятиями в виртуальной реальности, тогда как посещать CERN или околоземное пространство на каждом уроке просто невозможно. То же самое касается опасных химических опытов, проведение которых при помощи Oculus Rift даст определенные навыки, при этом безопасности здоровью учеников ничего не будет угрожать.
Общение с аутистами
Тот же Мэтью Марунцин также отметил интересные и многообещающие возможности Oculus Rift при общении с детьми, страдающими аутизмом, и в их социальной адаптации. Он отметил положительный эффект от участия детей в виртуальном игровом пространстве. Конечно, это все делалось в качестве эксперимента и с согласия родителей, но свою эффективность метод однозначно доказал.
Трехмерный дизайн
3D-принтеры появились относительно недавно, но спустя короткое время они начали стремительно переходить из разряда чего-то недостижимого и запредельно дорогого в категорию вполне себе доступной вещи для того, кому это действительно нужно. Их габариты становятся все компактнее, а цены все менее «космическими». Остается лишь одно затруднение.
Для того, чтобы что-то на таком принтере печатать, необходимо иметь трехмерную модель. А вот создать ее пока могут только специалисты, умеющие работать со сложными программными комплексами трехмерной графики. И именно в данном случае Oculus Rift могут стать элегантным решением проблемы. Ведь имея настоящую «трехмерность», а не ее подобие на экране, создавать трехмерные модели становится делом вполне простым и увлекательным.
Собственно, профессионалы трехмерной графики тоже будут довольны. Они высоко оценят значительное сокращение рабочего времени на проведение того же объема работ, что и ранее.
Кстати, виртуальная реальность уже сейчас используется в качестве ключевого инструмента создания трехмерных моделей. Речь идет о концепции MakeVR – довольно интересный стартам с большим потенциалом. Его основатели возлагают большие надежды именно на Oculus Rift.
Лечение фобий и тревожных состояний
Oculus Rift, вероятно, с первых же дней после официального выхода в продажу, будут широко использоваться в области поведенческой терапии. Известный психотерапевт, доктор Фернандо Тарногол, специалист Psytech Technologies уже сейчас работает над созданием целой платформы, базирующейся на принципах виртуальной реальности, для лечения множества фобий, в том числе редких и крайне специфических.
Кроме фобий доктор Тарногол рассчитывает с помощью новой платформы купировать тревожные состояния и другие подобные расстройства. Первая серия экспериментов на данном поприще будет проведена с людьми, испытывающими страх перед высотой, пауками, замкнутыми или, наоборот, открытыми пространствами.
По мнению доктора Тарногола, фобии – это реальная проблема, затрагивающая очень многих людей, многим из которых по этой причине жизнь кажется невыносимой. Именно поэтому терапия с использованием виртуальной реальности может оказаться очень эффективной, так как человек будет ощущать полный эффект присутствия, осознавая при этом, что ему ничего не угрожает.
Это лишь некоторые примеры идей доктора, а в целом он рассматривает Oculus Rift как устройство с большим будущим, способное в корне изменить нашу жизнь.
Лечение посттравматического стресса
Медицина – это область, где концепция виртуальной или дополненной реальности может укорениться в первую очередь. Так, например, Oculus Rift вполне можно применять для лечения людей, переживших глубокие стрессы во время боевых действий в «горячих точках». Все прекрасно знают о так называемом «афганском» или «иракском» синдроме. И до сих пор большинство методов борьбы с данным расстройством оказываются малоэффективными. Именно технологии виртуальной реальности и в частности Oculus Rift могут в корне поменять ситуацию.
При помощи виртуальной реальности солдаты с симптомами данного расстройства смогут ненавязчиво припомнить события, которые привели к проблемам с психикой. Стоит также отметить, что трудности лечения расстройства связаны именно с нежеланием или невозможностью пациента вспомнить травмирующие события. Виртуальная реальность может помочь вспоминать все постепенно и осторожно, чтобы мозг пациента не «закипал» от перегрузки, а эмоции не блокировали анализ.
Как видим, даже поверхностный анализ потенциальных возможностей Oculus Rift вполне убедительно показывает, что у подобных устройств большое будущее. Что ж, будем надеяться на подтверждение таких ожиданий в ближайшем будущем.