Военным нужен более реалистический подход к виртуальной реальности

Soldiers with the Royal Netherlands Army conduct training in Dismounted Soldier Training Systems at the 7th Army Joint Multinational Training Command, Grafenwoehr, Germany, June 5, 2013. The DSTS is the first fully-immersive virtual simulation for infantry. (U.S. Army photo by Gertrud Zach/released)

Миры военных действий и виртуальной реальности очень хорошая  комбинация. Миллионы фанатов игры Call of Duty с удовольствием захотят поиграть в иммерсивную версию игры с трехмерным видео.

Однако тут есть и серьезное применение для игры в виртуальной реальности. Это использование технологии для подготовки  солдат и других военнослужащих. При этом сам процесс происходит  гораздо безопаснее (и дешевле) для стран и их оборонных организаций. Какое же будущее ждет технологию виртуальной реальности в военной сфере?

Ежегодно в сфере обороны и безопасности проводятся международные мероприятия, где обычно представляются свои последние разработки и созданные продукты. Каждая компания соперничают за внимание управлений военных закупок. Возьмем, к примеру, такие крупнейшие выставки как ITEC и DSEI, где разработчики трудятся вместе с технологическими энтузиастами с надеждой, что их достижения в области военного моделирования в виртуальной реальности будут замечены и приняты к применению военными.

Трудно не поддаться маркетинговой шумихи вокруг производимых программ для оборонного моделирования. Данные выставки достойны внимания. Тут можно разглядеть достойные высокотехнологические вещи, способные сделать армию сильнее и принести реальную пользу вооруженным силам. Однако здесь будет и много мыльных пузырей, которые не стоят и минуты нашего внимания, что вполне естественно в безжалостном мире военщины.

Подавляющее большинство продуктов, представленных на выставках, по правде говоря, непригодны к реалиям военной действительности. В таких продвинутых симуляциях часто отсутствует один существенный компонент. Это то, что человеческие факторы играют важную роль в развитии симуляций, а не наоборот. Однако тут быстро становится понятно, что человеческие элементы часто игнорируются в пользу красивой картинки для создания демонстрационной версии. Это просто шоу с хвастовством последних программ и доступного железа.

Необходимо понимать, что не каждую реальность можно перенести в виртуальную среду. Существуют проекты, которые дают понять, что лучше использовать смешанную реальность, которая больше пригодна для подготовки, чем просто технология виртуальной реальности.

Пример такого можно увидеть в проекте подготовки военно-морского флота Великобритании, где используется разного рода оружие. Технология так же может применяться для развития ситуационной осведомленности в авиации, а так же коммуникативных навыков для командования ВВС Великобритании.

В этих проектах используются так же реальные физические объекты для того, чтобы придать симуляции  большую правдоподобность. Настоящее (неактивное) оружие применялось в военно-морском проекте. Деревянный вертолет, точнее рама двери использовалась в симуляции для военно-воздушных сил Великобритании. Оба проекта показали лучшую более подготовку военных по сравнению с традиционной тренировкой. При этом налицо значительная экономия финансовых средств для оборонных спонсоров, так как значительно сокращаются затраты на оружие (боеприпасы), амуницию, различные объекты для создания симуляции и т.д.

Еще одним свежим примером является создание недорогого тренажера, поддерживающего обучение дистанционного управления роботом Cutlass для утилизации беспилотный бомбы. Он так же создан в Великобритании. Необходимость создания тренажера для моделирования была очевидна, тем более, что непомерно большой расход в случае ремонта означал, что реальные роботы могут быть доступны только для стажеров в очень ограниченных случаях и то под строгим контролем экспертов.

Многие считали, что управление роботом Cutlass было неудобным и сложным в виду многозадачного перегруженного меню и крошечных окон, что вызывало большие проблемы у операторов.

Кроме того контроль производится с помощью аж шести джойстиков, которые управляют движением робота и всячески контролируют его работу.

Изначально считалось, что сложные навыки, необходимые для управления роботом Cutlass, можно приобрести с применением простого  программного обеспечения в виртуальной среде без применения дополнительных симуляций.

Одна из компаний в США даже создала такую симуляцию на основе онлайн виртуального мира Second Life. Тем не менее, с человеческой точки зрения стало совершенно очевидно, что такая низкая точность будет просто обречена на провал, так как никаким образом невозможно гарантировать передачу системы специальных знаний и навыков из виртуального мира реальному.

Нам необходима реальность

Тогда было принято решение использовать смешанную реальность. Для этого необходимо создать недорогую физическую копию консоли оператора, которая будет сопровождать работу высококачественной графической среды, в которой можно использовать виртуального робота Cutlass.

Из этих проектов вынесены основные уроки, которые указывают на то, что главным в симуляциях должен являться именно человек и его потребности. Применение технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности, разрабатываемых технологической компанией  Human Interface Technologies Team из университета Бирмингема ставят человека на первое место. Так, мы видим применение передовых командно-диспетчерских пунктов и совершенно новую систему обучения для будущих военных медиков с применением смешанной реальности. Здесь используются реальные объекты-муляжи, которые оживают в условиях виртуальной реальности и превращаются в настоящие инструменты. Примером такой смеси является воссоздание внутренностей вертолета Chinook.

Без такого подхода мало шансов научиться безопасно и успешно эксплуатировать технику в реальных условиях вооруженных конфликтов. С появлением качественных интерактивных технологий можно научиться управлять различным оборудованием без всякого риска для оператора и оборудования.

Именно для этого и нужна технология. Ее применение может быть полезна не только в военном деле. На предприятиях со сложными механизмами такая технология так же найдет применение. В медицине так же виртуальная реальность (смешанная реальность) будет очень полезна.