Виртуальная или дополненная реальность: ложные дебаты
Технологии прочно входят в нашу жизнь. Сейчас мало кого удивишь большим лопатообразным телефоном, который раньше просто высмеивали. Теперь реже встретишь обычный мобильный телефон, не смартфон. Однако в скором времени и эти чудо-устройства могут быть заменены на более совершенные – гарнитуры виртуальной или дополненной реальности. А может это будет смесь этих двух технологий. Сейчас проводится множество выставок и конференций по технологиям, которые привлекают внимание многих людей.
Так, виртуальная реальность заняла центральное место в недавней специализированной выставке Silicon Valley Virtual Reality (Виртуальная реальность Кремниевой Долины) в Convention Center (Сан-Хосе, Калифорния), где несколько тысяч посетителей пришли посмотреть на новейшее оборудование виртуальной реальности, виртуальные миры и другой иммерсивный опыт. Эти цифры не могут передать масштаба крупной специализированной выставки. Впечатляет то, что мы увидели результаты работы за три года.
В 2014 году состоялось 34 выставки. Создатель конференции Виртуальная реальность Кремниевой Долины Карл Кранц вспоминает о том, что много людей приняло участие в данной сфере. В том году около 150 человек приняло участие в выставке, включая такие громкие названия компаний, как Nokia USA, Leap Motion и Nvidia. Карл Кранц сказал, что это была самая крупная профессиональная конференция в сфере виртуальной реальности на тот момент.
Энтузиаст виртуальной реальности, консультант и предприниматель Карл Кранц многое знает о состоянии виртуальной реальности сегодня и о том, куда технология движется. Сейчас много шуму о том, какой быть гарнитуре виртуальной реальности. На данный момент доступны такие устройства виртуальной реальности как Oculus Rift, HTC Vive, Samsung Gear VR, а так же бюджетная версия гарнитуры Google Cardboard. Карл Кранц считает, что теперь нельзя ошибиться, нужно развивать технологию и выполнять все данные обещания технологии.
“Виртуальная реальность была как дискотеки в девяностых, был пиковый интерес, люди попробовали, но были разочарованы”, – сообщил он. “Виртуальная реальность не выполнила своих обещаний, она превратилась в пустое слово”.
Что же будет нового в это время в технологии? Уже сейчас создан музей технологии виртуальной реальности на базе конференции Виртуальная реальность Кремниевой Долины, в котором представлены продукты и разработки от истоков до сегодняшнего момента. “Удивительной вещью является то, что форм-фактор не изменился. Если поставить рядом гарнитуру Oculus Rift и старую гарнитуру VPL, они внешне не особо отличаются”, – сказал Кранц.
Однако внешность бывает обманчива. Карл Кранц говорит о том, что главным отличием сегодняшней гарнитуры является то, что при использовании не возникает больше тошноты и головокружения, что ранее было присуще всем устройствам данной технологии. Однако сейчас все еще есть случаи, когда у кого-то в гарнитуре кружится голова. Карл Кранц говорит о том, что такие случаи не такие частые и несерьезные по сравнению с тем, что было раньше.
Причиной является латентность – период времени между движением головы и изменением картинки перед глазами. В девяностые годы прошлого столетия такие движения измерялись в сотнях миллисекунд, однако сейчас у нас более мощные процессоры, и движения и картинка отличаются в 10-20 миллисекунд, что человеческий глаз практически не улавливает. “Это намного ближе к реальному времени и к тому, что воспринимает наш мозг”, – сказал Карл Кранц.
Виртуальная реальность или дополненная реальность
На конференции Виртуальная реальность Кремниевой Долины было несколько стендов, посвященных дополненной реальности. Карл Кранц сообщил о том, что на конференции Виртуальная реальность Кремниевой Долины основное внимание сфокусировано около виртуальной реальности, так как дополненной реальности уделяется внимание на других конференциях. Однако он считает, что дополненная реальность немного другое сообщество, более консервативное, поддерживаемое большими компаниями, а виртуальная реальность более доступная и более приземленная, многие ее проекты развиваются с Кикстартера.
На конференции были даже дебаты на тему: “Дополненная реальность против виртуальной: почему мы не можем мирно сосуществовать?”
Однако Карл Кранц сказал о том, что к этому все и идет. “В конце концов эти технологии соединятся в одно целое. Технология практически одинаковая. То, что хорошо для дополненной реальности, хорошо и для виртуальной реальности”, – пояснил он. Он так же обратил внимание на то, что системы виртуальной реальности используются для идей прототипов дополненной реальности, которые пока что невозможно воссоздать.
“Это причина, по которой дополненная реальность будет интересной. Цены упадут, а это означает, что появятся замечательные инструменты для создания прототипа в будущем”, – сказа Карл Кранц.
В последующие несколько лет виртуальная реальность будет доминировать над дополненной реальностью в виду того, что вторая технология более сложная в исполнении, а развитие виртуальной реальности идет более быстрыми темпами. С другой стороны, дополненная реальность более приспособлена к нормальной жизни. Ведь в гарнитуре дополненной реальности можно видеть окружающий мир, предметы, которые можно дополнить виртуальными наложениями. Так, например, можно дополнить картины художника, заставив зрителей видеть их с новой стороны.
“Дополненная реальность замечательная вещь, однако она менее иммерсивная”, сказал Карл Кранц. Когда вы находитесь в виртуальном мире вы говорите себе что-то типа: “, Боже, тут действительно что-то новенькое!”
А чего же нам ожидать в следующем году?
Среди тенденций, которые должны будут появиться на выставке в следующем году, ожидается передача выражения лица в режиме реального времени. Это немного необычно, когда пользователь надевает гарнитуру, однако Карл Кранц говорит о том, что компании работают над измерением давления на кожу и другие техники для захвата и отображения эмоций на лице.
“Когда-то мы сможем это делать в режиме реального времени. Надеюсь, что уже через год это станет нормой, а компании типа Oculus VR уже внедрят это в свои гарнитуры виртуальной реальности”, сказал Карл Кранц. “Это должно открыть все двери для роста популярности виртуальной реальности”.
Сейчас уже можно смело сказать, что технология виртуальной реальности начинает выходить на новый уровень. Уже доступны для потребителей гарнитуры от различных компаний, растет и увеличивается контент. Технология развивается семимильными шагами. Это очень положительная динамика. Это наше будущее. С каждым днем технология будет становиться только лучше и доступнее. Мы еще увидим много новых интересных устройств виртуальной реальности.