Виртуальная реальность как машина для сопереживания

Virtual-reality-machine-of-empathy

Представьте себе картину. Вы стоите на одной из улиц в Сирии, и при вас взрывается бомба. Гул в ушах настолько мощный, что едва ли можно расслышать окружающие звуки и крики людей о помощи. Кругом дым. Если вы посмотрим вниз, то увидите на тротуаре человека в луже крови. Возле него обезумевший от горя родной человек, который не может до конца осознать ужаса всего случившегося. Другие люди бегут в укрытие. Если снять гарнитуру виртуальной реальности, то все это мгновенно исчезнет как дурной сон.
Человек получает своеобразный эмпатический опыт (способность сопереживать), даже если он никогда не был в Сирии. И если ему не приходилось пережить атаку террористов. Он мог никогда не испытывать чувства тревоги или страха, потери веры в людей перед лицом бесчувственный жестокости. Однако теперь мы можем прочувствовать все это, “побывав в шкуре” невинных жертв. Сразу же появляется желание помогать людям.
Есть такая пословица: “чтобы узнать человека, надо пройти милю в его туфлях”. А что, если бы была возможность пройти некоторое расстояние в обуви другого человека? Совместное восприятие порождает понимание. До недавнего времени проникнуться чужим горем мы могли в основном только благодаря документальным фильмам. Если за кем-то наблюдать долгое время, начинаешь проникаться к их жизни. Однако все равно это будет чужая жизнь, а не наша.
Виртуальная реальность помогает человечеству прийти к сопереживанию, это уже большой шаг. Можно не просто поставить себя на место другого, а прочувствовать все это, то есть, увидев мир глазами другого человека. Получается, что гарнитура виртуальной реальности является машиной для сопереживания.
Большинство людей считает, что видео игры или, возможно, иммерсивное кино – это предел мечтаний в виртуальной реальности. Сейчас растет число создателей документальных фильмов в виртуальной реальности, именно они имеют беспрецедентную возможность эмоционально влиять на нас.
В настоящий момент проект Syria (Сирия) является ярчайшим примером такого влияния. Его создательница Нонни Де Ла Пена говорит: “Сирия находится далеко от большинства американцев. Как можно привлечь молодое поколение, которое даже не желает брать в руки газеты и думать о важных вещах? Это все относится к эффективной журналистике”.
Однако даже то, что можно прочитать в New York Times или увидеть по CNN, меркнет по сравнению с силой виртуальной журналистики. Скоро мы еще услышим о ней.
Вы скорее всего уже знаете о New Frontier на фестивале Sundance Film Festival, где транслировались экспериментальные фильмы, приближающие наступление будущего.
С помощью гарнитуры виртуальной реальности уже через минуту можно очутиться в каком-то необычном месте. Только что я был в Парк-Сити (штат Юта), а теперь марширую по Нью-Йорку в знак протеста против отказа привлечь к суду полицейского, обвиняющегося в убийстве Эрика Гарнера..
Наэлектризован не только экран, но и воздух вокруг. Меня захлестывает волна страха, я оглядываюсь по сторонам, нет ли рядом полицейских, готовых в любую минуту арестовать меня. В толпе выкрикиваются призывы о необходимости наказания виновного. При этом камера с углом обзора 360 градусов позволяет рассматривать все вокруг, заставляя мозг думать, что человек сам принимает участие в подобном акте гражданского неповиновения. Создается ощущения непосредственной причастности к происходящему. Это не просто документальный фильм о протестах. Это протест сам по себе, созданный в цифровом формате.
“Такая журналистика способна донести до людей событие, которое они физически не посещали”, говорит Крис Милк, известный американский фотограф и видеорежиссер, занимающийся экспериментами в виртуальной реальности и являющийся режиссером данного опыта. Его другие работы так же демонстрируют потенциал виртуальной реальности для раскрытия эмоций, которые не могут быть затронуты в фильме. Когда вы стоите на сцене рядом с исполнителем, и вам аплодирует толпа, это незабываемое ощущение с красками смущения. Его новый фильм Evolution Of Verse (эволюция стихотворения) воспроизводит осознанное сновидение. Вы парите над спокойным озером в безветренную погоду до тех пор, пока вы не увидите огромный поезд, направляющийся прямо на вас, при этом при столкновении он рассыпается тысячей птиц.
В своей совместной работе со со Спайком Джонзом под названием “VR: Millions March” (Марш миллионов) сопереживание выходит на первый план. “Здесь зритель ощущает перемещение в это место. Это не перенос. Они все проживают от первого лица”, сообщает Крис Милк. “Этот формат интересен тем, что он затрагивает эмоциональные струны души и тела”.
Возможно, здесь показано как можно ликвидировать расстояние между нашими глазами и самой сценой. В реальном мире нет такого разрыва. Жизнь начинается сразу же перед нашими глазами. Пространство между нами и экраном телевизора, монитора или мобильного устройства все время как бы напоминает нам, что кино можно только смотреть, но не трогать. Когда ты участвуешь в лежачей акции протеста на виртуально созданной улице Манхеттена, очень хочется подставить свое плечо протестующим позади себя.
“Я могу приблизить вас к другому существу даже ближе, чем это возможно в реальной жизни”, сообщил Крис Милк. Его компания VRSE создала приложение, с помощью которого можно наблюдать за всем происходящим дома.
Фильм “Millions March” телепортирует вас в толпу людей, корчащихся на асфальте с криками “Мне тяжело дышать”, именно это были последними словами Гарнера. В глазах людей можно прочитать сильное душевное волнение. Их губы дрожат от ярости и решительности. “В естественной ситуации, находясь там, вы бы находились на расстоянии в 3-4 метра от них”, сказал Крис Милк. “Я же позволяю установить с ними более тесный контакт и при этом быть в безопасности”.
Пока разум переживает все происходящее, тело остается в безопасности. Так как нет необходимости беспокоиться за свою жизнь, можно погрузиться в эту атмосферу и прочувствовать ее. “Получается, что Вы существуете в этом месте без физического присутствия”, поясняет Крис Милк. “Вы можете спокойно довериться своим чувствам и познавать что-то новое”.
С помощью виртуального опыта вы можете получить острые незабываемые ощущения, и при этом избежать роли жертвы трагедии. Вы можете почувствовать себя нарушителем.
В фильме “Perspective; Chapter 1: The Party” (Перспектива, Глава 1: Вечеринка) вы оказываетесь на студенческой вечеринке, где все пьют и веселятся. Вы выступаете в роли Брайана, обыкновенного студента. Вы окидываете взглядом всех присутствующих и замечаете симпатичную и одинокую девушку Гину, которая танцует сама по себе. Вы присоединяетесь к ней, флиртуете, выпиваете вместе.
Через какое-то время Брайан со своим приятелем обнаруживают девушку лежащей на полу спальни. Перекладывая девушку на кровать, вы до последнего надеетесь, что у вас искренние намерения. Однако дальнейшие события принимают зловещий оборот. Приятель предлагает по очереди заняться сексом с лежащей без сознания Гиной.
Вас переполняет чувство вины и отвращение. К горлу подступает тошнота, когда ваш персонаж грубо снимает туфли с девушки. И вот в тот самый момент, когда смотреть на это уже нет сил, вы проваливаетесь в темноту. Дальше история продолжается. Брайан с соучастником решают убежать с вечеринки. Гина, стоящая на верхней ступеньке лестницы, лишь окидывает их взглядом, полным отчаяния и ненависти.
После окончания виртуальной демонстрации будьте готовы к тому, что вас спросят о том, как все прошло. В данной ситуации хочется провалиться сквозь землю и убежать, как и персонаж. Без объяснения, просто взять и убежать. В выставочном зале присутствуют реальные предметы из фильма: бочонок с пивом и продавленный диван. Поведение героя заставляет задуматься о жизни и об отношении к женщинам. Такой пережитый опыт может уменьшить количество насилия над женщинами. Хотелось бы, чтобы люди смогли переосмыслить свои эмоции и вынести из этого что-то полезное. Может быть, кто-то после этого опыта виртуальной реальности решит подняться против изнасилований в студенческой среде.
Машина для сочувствия действительно работает.

Нонни Де Ла Пена считает, что такие фильмы очень эффективны. Оба Крис Милк и Нонни Де Ла Пена уверены, что журналистика виртуальной реальности будет развиваться, особенно когда камеры с углом обзора 360-градусов станут качественнее, доступнее и меньше по размеру. При правильной мотивации виртуальные симуляции смогут оказать большое влияние на реальный мир. При этом, естественно, виртуальная реальность не заменит личного присутствия, однако с ее помощью можно испытать сильные и яркие эмоции.
Крис Милк в заключение говорит: “Мы переходим от технической фазы “Вот это да!” к фазе “Что это может принести человечеству?” Это должен быть прорыв.

Материал впервые опубликован на i-look.net

Обсудить на форуме