Electronic Entertainment Expo: будущее виртуальной реальности

Electronic-Entertainment-Expo-virtual-reality-future

Уже несколько лет компании дразнили всех своими прототипами виртуальной реальности. Программистам были представлены комплекты для разработчиков. Создавались различные технические демонстрации возможностей. И в 2016 году, наконец, чудо свершилось: появились первые гарнитуры виртуальной реальности для массового потребления.

Это же подтвердилось и на конференции Electronic Entertainment Expo 2016. Кроме того, появилась дата выхода первой игровой консоли. На технологической конференции были представлены различные популярные игры, включая такие известные как Star Wars, Final Fantasy и Batman. Практически все основные производители сообщили о своей поддержке технологии виртуальной реальности. Все это выглядит просто замечательно. Однако если копнуть глубже, ситуация уже не такая безоблачная.

С одной стороны, мы видим, что все заявления на конференции Electronic Entertainment Expo 2016 говорят о том, что технология виртуальной реальности начинает выходить в мейнстрим. Это выглядит немного фантастически, однако здесь есть, о чем беспокоиться. Возьмем, к примеру, компанию Sony, чья гарнитура PlayStation VR будет доступна уже в октябре 2016 года. При этом первые пользователи устройства получат аж целых 50 (пятьдесят!) игр, которые будут работать с PlayStation VR. И это все, что есть под эту гарнитуру с использованием технологии виртуальной реальности. Не густо. При этом некоторые игры могут вызывать тошноту, что не делает им хорошей рекламы.

Даже игроки, которые провели много часов в виртуальной реальности, не смогли нормально играть в Resident Evil 7: Biohazard. Это хоррор-игра, где много крови и различных визуальных эффектов ужастиков. Эта игра находится за пределом аппаратных средств гарнитуры PlayStation, так как она едва имеет частоту отображения 60 кадров в секунду, на такой частоте работает PlayStation VR.

В чем же проблема? Все гарнитуры виртуальной реальности предъявляют требования к играм – минимум отображение 90 кадров в секунду.

Имея такую низкую планку, компания Sony позволяет разработчикам виртуальной реальности создавать игры для PlayStation VR, которые вызывают тошноту и головокружение. В виду того, что управление демонстрационной версии позволяет игроку перемещать голову за геймпадом, это вызывает тошноту и неприятные ощущения. Игра Resident Evil 7 скорее всего улучшит частоту кадров и функции контроля еще до попадания на потребительский рынок, однако этот звоночек создает опасный прецедент. Если первые игры консоли виртуальной реальности вызывают тошноту и головокружение, это может серьезно навредить общественному восприятию игровой виртуальной реальности в целом.

Так, основатель компании Oculus VR Пальмер Лаки предупредил об этом сценарии еще два года назад. “Когда появится виртуальная реальность, она должна быть хорошей технологией”, – сообщил он в 2014 году. “Я считаю, что на самом деле плохой опыт виртуальной реальности способен убить виртуальную реальность”. Может быть поэтому компания Microsoft пока что находится в стороне и не предлагает виртуальную реальность для пользователей Xbox до появления своего нового проекта Project Scorpio – обновленной версии консоли, разработанной специально для виртуальной реальности и контента с высоким разрешением 4000 пикселей. PlayStation Neo от компании Sony так же имеет низкую частоту кадров, однако Sony  уже пообещала, что все будущие игры будут работать на современном оборудовании PlayStation VR. Это означает, что скорее всего потребители испытают на себе тошноту, вызванную низкой частотой смены кадров. Это может плохо отразиться на всей виртуальной реальности.

Пальмер Лаки прав о том, что тошнота может появляться сама по себе, так как гарнитура Oculus VR с высококачественным железом так же может ее вызывать. Компания решила выкупить некоторые многоплатформенные игры виртуальной реальности для того, чтобы сделать их исключительно для Oculus Rift. Это поможет избежать большой критики технологии. Такие игры, как Ripcoil и Wilson’s heart являются сугубо играми компании Oculus VR. Они уже не будут доступны для владельцев гарнитуры HTC Vive.

Никто не удивляется, когда компания Sony объявляет о создании эксклюзивной игры для своей приставки PlayStation, однако для гарнитур HTC Vive и Oculus Rift это немного неожиданно. До сих пор не существовало такого понятия, как аппаратно-эксклюзивные компьютерные игры.

Обвинения против компании Oculus VR можно попытаться снять, объяснив это тем, что компания тратит огромные средства на финансирование разработчиков игр. При этом компания HTC Vive не принимает в этом никакого участия. Это означает отсрочку создания этих игр под другие платформы. Кто платит, тот и первый. Однако такого раньше не было. Раньше какие-то игры продавались только на платформе Steam (принадлежащей компании Valve), однако игроки никогда не были отстранены от игры только потому что их компьютер не был оснащен конкретной конфигурацией от Valve. Если компьютер был в состоянии запустить игру, пользователь мог беспрепятственно играть в эту игру. Однако в случае с программным обеспечением, проданным через магазин Oculus все не так. Если вы владеете какой-либо другой гарнитурой виртуальной реальности, отличной от Oculus Rift, считайте, что вам не повезло. Вы не сможете играть в игру на другом устройстве, даже если на Steam есть другая версия без аппаратных ограничений. Придется скачивать игру из другого источника.

Это прямо противоречит заявлениям основателя компании Oculus Пальмера Лаки: “Программное обеспечение мы создаем через Oculus Studios, оно является исключительным для платформы Oculus, а не Rift”. Это звучит вполне справедливым, однако в магазине Oculus все подходит только для гарнитур Oculus Rift или Samsung Gear VR. Если у вас нет аппаратных средств компании  Oculus, вы не сможете ни во что играть с магазина Oculus. Единственным способом играть в игру Oculus на гарнитуре виртуальной реальности HTC Vive – это использование метода взлома, который обходит проверку аппаратных средств. Однако компания Oculus следит за этим, прикрывая дыры, как, например, было сделано с Revive за кражу игр. Это можно назвать правильным шагом для бизнеса компании Oculus VR, так как она защищает свои интересы и несет ответственность за выпущенные  игры. Однако тут компания вынуждает желающих поиграть использовать только гарнитуру Oculus Rift или Samsung Gear VR. Иначе поиграть в игры от Oculus не получится вообще.

С точки зрения бизнеса компания Oculus VR имеет полное право блокировать программное обеспечение, которое продается в магазине, только для своего собственного аппаратного обеспечения. Однако такая практика по-прежнему вызывает разочарование у пользователей. Никто не любит, когда тебя ограничивают и склоняют к той или иной программе или оборудованию.

При таком раскладе можно ожидать консольные войны виртуальной реальности. Однако такого еще не было на рынке технологий. Блокируя все программное обеспечение в магазине Oculus под конкретную марку гарнитуры виртуальной реальности, компания Oculus VR тем самым объявляет войну платформ виртуальной реальности. При этом ранее в этой сфере был всегда относительный мир. Это плохо как для растущего рынка виртуальной реальности, так и для компьютерных игр в целом.

Однако если мыслить более глобально, технология виртуальной реальности развивается. Ее ждет яркое будущее, направленной на массовый рынок., Главный игрок в потребительском игровом пространстве выпускает господствующую гарнитуру, а другой игрок строит консоль только лишь для обслуживания рынка. Иммерсивные сенсорные контроллеры Oculus Touch уже готовятся к запуску. Что касается новых игр, очень много разработчиков заявили о поддержке виртуальной реальности. Таким образом, игры находятся на стадии разработки  и скоро увидят свет сотни больших перспективных игр.

Однако на горизонте есть проблемы, включая заточенность игр под одного производителя и некачественный контент, вызванный плохой скоростью смены кадров и другими вещами. Предстоит еще много работы для того, чтобы виртуальная реальность стала незаменимой технологией, пришедшей на смену мобильных устройств и компьютеров.

И тут, возможно, правы некоторые производители гарнитур и консолей, решившие не принимать участие в первом поколении устройств. Ведь всегда можно присоединиться позже, тем более, что можно будет учесть все ошибки конкурентов. Так собирается поступить компания Nintendo. Иногда единственный выход – это не играть в грязные игры и подождать до лучших времен.