Как Google Glass может преобразовать мир рекламы
Многие футурологи различного калибра рисуют весьма заманчивые картины будущего, в котором значительное место в нашей жизни займут устройства дополненной реальности, такие как смарт-очки Google Glass. В «стандартном» варианте это выглядит приблизительно так. На дворе, допустим, 2015 год. Вы стоите, предположим, на Таймс-сквер и чувствуете, что проголодались. Тут же, мгновенно вы запрашиваете данные о заведениях общепита в окрестностях.
При этом замечаете, что неплохо бы посидеть в компании знакомых. Запрос ваш будет выглядеть приблизительно как «друзья рестораны рядом». Тут же вы заметите, что один из ваших приятелей только что «зачекинился» в близлежащем заведении. Вы оперативно пишете ему sms, запрашиваете маршрут и тут же получаете скидку в $2 на пиво. И вся эта умопомрачительная комбинация совершается при помощи одних лишь Google Glass.
Конечно, любой мыслящий читатель сразу же заметит в такой «картине» массу возможностей для недобросовестных поставщиков назойливой рекламы. Но, несмотря ни на что, представители Google упорно твердят, что реклама вообще будет идти «мимо», и главная цель – это все-таки продажи самих смарт-очков.
Как бы там ни было, но плох тот рекламщик, который не будет искать лазейки даже там, где им не особо рады. А что касается технологий дополненной реальности, то здесь простор для различного креатива поистине огромен, хотя многие этого еще не осознают. Основатель H(app)athon Project Джон Хейвенс на эту тему высказался следующим образом: «Не стоит воспринимать технологии дополненной реальности как инструмент бизнеса. По своей сути, это браузер. Если бы вы в 1992 году услышали, что некая непонятная технология под не менее непонятным названием «веб-браузер» существенно изменит мир рекламы, стали бы вы воспринимать это всерьез? Но ведь, в конце концов, произошло все именно так!»
Такая позиция, кстати, отнюдь не является наивной или излишне радужной, как может показаться на первый взгляд. Если идея носимый устройств дополненной реальности «выстрелит», это может в корне изменить взаимодействие брендов с потенциальными потребителями. 20 лет назад появление интернета в корне изменило рынок рекламы и маркетинга. Точно так же может происходить и сейчас, когда благодаря технологиям по типу Google Glass потребители станут ближе к брендам как никогда, и в конце концов, возможно, сольются в неком подобии симбиоза, как это часто мы можем видеть в научно-фантастических фильмах.
В поддержание таких прогнозов можно привести прошлогодние отчеты по исследованиям Flurry Analytics, где отмечалось, что распространение смартфонов происходило в 10 раз быстрее, чем персональных компьютеров в 80-х годах прошлого века, а также в 2 раза быстрее, чем распространение интернета в начале 90-х. Эндрю Кауч, генеральный директор Candy Lab, занимающийся разработкой технологий дополненной реальности, в частности отметил в одном из интервью: «Если сравнивать динамику распространения новых технологий 10-15 лет назад и на данный момент, то можно ожидать массовое внедрение устройств дополненной реальности уже буквально в 2015-2016 годах».
Тем не менее, какими бы «розовыми» не были мечты рекламистов насчет перспектив, связанных с технологиями дополненной реальности, стоит все-таки отнестись к вопросу максимально трезво. Во-первых, крайне сомнительно, что мир станет повально разгуливать в Google Glass раньше 2020 годов. Некоторое время этот занимательный аксессуар все-таки будет больше предметом обожания гиков и всяческих «махровых» технофилов. Даже если удастся преодолеть все предрассудки, связанные с privacy, не факт, что прям каждый захочет большую часть времени видеть мир таким, каким его мог бы видеть Терминатор. И потом, несмотря на то, что Google Glass уже давно не являются новинкой, никаких революционных подвижек в стане Google пока не наблюдается. Да и само устройство все еще недоступно всем и каждому.
Теперь, если со справедливой критикой все ясно, было бы небезынтересно предположить, чем же станут Google Glass для рекламистов, если им (очкам) все-таки удастся «взлететь». Какой будет жизнь человечества в эпоху так называемого Outernet? Каким образом бренды начнут завоевывать новые открывшиеся «земли»? Рассмотрим несколько наиболее вероятных сценариев.
Прийди сам и «приведи друга»
Уже сегодня существуют сервисы, благодаря которым можно находить друзей поблизости. Таким образом упрощается коммуникация и появляется масса дополнительных возможностей для приятного совместного времяпрепровождения. Даже Facebook успел анонсировать и запустить функцию поиска друзей поблизости, правда, ее пришлось вскоре отключить через ряд проблем в сфере privacy. Но если дело касается приложения или сервиса, где пользователи добровольно разрешают такое обнаружение, тогда все вопросы к неприкосновенности частной жизни отпадают.
Ярким примером успешной реализации такого сервиса является, ставший уже вездесущим, Foursquare. Точно такую же идею возможно реализовать и посредством Google Glass. Возможности для рекламы очевидны – от прямого пиара до промо-предложений по типу «приведите третьего, и третье блюдо получите бесплатно». Собственно, сами предложения пользователь может увидеть еще на этапе рассмотрения маршрутов к заведению или магазину. Для рекламодателя это идеальный сценарий, так как потенциальный клиент получает нужную информацию прямо «перед носом», при этом не видя в ней никакой назойливости, свойственной традиционным способам рекламы.
Персонализация рекламы
На сегодняшний день многие виды рекламы, в особенности биллборды, являются крайне «нецелевыми» инструментами. То есть, реклама сугубо женского (мужского, детского) товара автоматически «стреляет вхолостую» при контакте с нецелевой аудиторией.
А если в меру пофантазировать и представить, что при взгляде на один и тот же рекламный объект, вы увидите одну рекламу, а ваш спутник другую? Причем, выбор может быть основан не только на поле «клиента» или возрасте, но также и на его интересах и даже статистике посещаемых сайтов в интернете. То есть, грубо говоря, это если бы контекстная реклама Google или Yandex оказалась прямо на улице или в помещении, а не только в веб-браузере.
Генеральный директор и сооснователь Tagwhat Дейв Элконесс развил эту идею далее. «Монетизировать можно не только площадь поверхности, но и угол зрения. Например, если вы посмотрите на рекламу прямо перед собой, то там вы увидите нечто другое, чем под углом 45 градусов». Подход еще более интересен тем, что та же площадь теоретически может быть не скована авторскими правами или другими ограничениями. То есть, на одном и том же месте могут рекламироваться сразу несколько разных брендов, никак не мешая друг другу, так как целевые аудитории у них разные.
Дейв Элконесс также отмечает, что такая «индивидуалистичная» реклама тоже может понравиться далеко не всем. И потом, основным препятствием к реализации такой идеи может стать разных подход к сбору информации о поведении пользователей. Так, например, iOS не дает отслеживать cookie приложений от сторонних разработчиков. В любом случае все преграды может снять просто добровольное согласие на сбор определенных данных в угоду удобства и эффективности рекламы как для рекламодателя, так и для пользователя.
Какая же судьба в таком случае ждет привычные нам рекламные щиты? Скорее всего, некоторое время здесь ничего не поменяется. Точно так же с появлением интернета бумажные издания никуда не исчезли. Но, тем не менее, их актуальность и эффективность будут неизбежно падать.
Что наша жизнь? Игра!
Многие из нас хорошо помнят, сколь увлекательными были игры в приставку Марио. Но могли ли мы тогда подумать, что настанет день, когда мы сами сможем попробовать себя в роли того самого Марио?! Эндрю Кауч описывает это так: «Представьте, что вы – Марио. И вот, вы идете по улице, как вдруг вам приходит сообщение с предложением открыть какой-то ящик, или подобрать не менее загадочный медальон. Каждое действие может добавлять вам «очков» в одной большой игре, в которой могут брать участие сотни и тысячи живых участников. А по результатам такого соревнования вы сможете бесплатно получить что-то вкусное в кафе или получить скидку на приобретение товара».
Как бы фантастически это не выглядело, подобные игры уже существуют. Например, их уже сейчас предлагает Cachetown, одно из подразделений Candy Labs. Правда, пока для того, чтобы вступить в игру пользователю необходим смартфон или планшет. Но на полноценных смарт-очках используются те же операционные системы, что и на планшетах, а удобство и вовлеченность в игру при использовании смарт-очков несоизмеримо.
И прочее…
Пожалуй, главной функцией Google Glass является фото- и видеосъемкой «от первого лица». Конечно, точно также с уровня глаз можно записывать и при помощи смартфона, но видео со смарт-очков все-таки будет выглядеть убедительнее.
Основатель одной из AR-фирм GoldRun Вивиан Розенталь прогнозирует времена, когда пользовательские ролики, снятые через смарт-очки получат широкое распространение. К примеру, может возникнуть новая форма рекламы, когда пользователь записывает поездку на своем новом авто, публикует ролик с восторженными отзывами в интернете и получает от компании-производителя скидку на дальнейшие покупки.
Все это, конечно же, лишь предположения, но все они имеют вполне реальную основу. Вполне вероятно, что такие изменения мир рекламы начнет претерпевать уже относительно скоро.