Чего не получает Голливуд от виртуальной реальности?
Виртуальная реальность используется не только для игр. Она может быть интересна для получения опыта виртуальной реальности. Создание развлечения в виртуальной реальности со сценарием требует нового радикального подхода.
Руководство Голливуда считает, что скоро виртуальная реальность станет “будущим для развлечений по сценарию”. Сейчас верится с трудом, что старые добрые кино и телевизоры куда-то исчезнут из нашей жизни. Шоу становятся короче для YouTube и длиннее для Netflix. Интересно узнать, пробовали ли руководители, которые так превозносят виртуальную реальность, надеть гарнитуру виртуальной реальности для того, чтобы понять, какое будущее ожидает нас. В настоящий момент качество развлечения в виртуальной реальности со сценарием все еще находится на уровне научной фантастики. Нужно много работать для того, чтобы вывести их на новый уровень.
Многие талантливые люди пытались создать развлечения со сценарием для гарнитур виртуальной реальности. Программа New Frontier на кинофестивале Sundance была главным предводителем. За последние несколько лет появился контент виртуальной реальности, который включает в себя начиная с фантастической комедии и заканчивая драмой, на которые вдохновляла научная фантастика восьмидесятых годов прошлого века. В этом году самым лучшим эпизодом развлечения со сценарием в том виде, какой мы традиционно знаем, является Defrost (Разморозка), в котором снимался Карл Везерс. В нем рассказывается история пациента, который проснулся после тридцатилетнего нахождения в замороженном состоянии. При просмотре данного опыта пользователи смотрят на мир глазами данного героя, крутят шеей в виртуальном пространстве по всей комнате (с углом обзора 360 градусов) для того, чтобы убедиться, что ничто не ускользнуло от их взора.
Самое главное препятствие виртуальной реальности – это общение с другими людьми. Некоторым людям не нравится виртуальная реальность ввиду ее изоляции. При этом в ней можно испытать интересный опыт. В виртуальной реальности можно практически жить. Однако не все так считают. Не для всех виртуальная реальность ограничивает общение. Для большинства пользователей просмотр развлечения со сценарием является все же совместным социальным опытом, так как они не чувствуют себя одинокими.
Так, например, новые эпизоды игры Game of Thrones включают в себя вечеринку. Многие люди любят побывать среди себе подобных и испытать какие-то новые чувства. Для людей без отношений Netflix является проверенным методом не испытывать чувство одиночества.
Ключевой элемент всех этих эпизодов не новый. Это возможность делиться своими реакциями с другими людьми во время просмотра одного и того же экрана. Можно смотреть на их лица, видеть, как они смеются, сжимать чью-то руку, если очень страшно, а так же в кино можно первый раз поцеловаться при благоприятной обстановке. Для того, чтобы испытать всю силу от совместного просмотра кино, можно посетить полночный показ фильма типа The Evil Dead или The Rocky Horror Picture Show. Виртуальная реальность находится немного по другую сторону социального опыта. Вы сами надеваете гарнитуру, “погружаетесь” сами в черную коробочку и сами испытываете опыт виртуальной реальности. Для того, чтобы поделиться своим опытом с другим человеком, необходимо либо наличие нескольких гарнитур одновременно, либо придется ждать, пока один человек просмотрит опыт. Здесь нет совместного опыта (по крайней мере пока что).
Конечно же, нельзя сказать, что виртуальная реальность полностью асоциальное понятие. Для опыта развлечения со сценарием единственной параллелью будет что-то типа книжного клуба. Как и виртуальная реальность чтение изолированное и личное. Однако дискуссии о книгах являются высокосоциальным опытом, который объединяет людей.
При этом понятие обсуждений развлечений в виртуальной реальности со сценарием на уровне книжного клуба предполагает, что они имеют одинаковое качество. Однако здесь есть большая проблема такого опыта. Мы просто не знаем, как рассказывать все эти истории. Виртуальная реальность сильно отличается от того, к чему привыкли писатели, кинорежиссеры или кинематографисты, так как в виртуальной реальности у нас есть трехмерное пространство, которое сосредоточено вокруг центра – то есть вокруг пользователя. И здесь есть большая свобода движений. Пользователь сам определяет, куда ему смотреть. Он может легко отвлечься от сюжета, пропустив самое главное. В виртуальной реальности картина будет совершенно другая, чем в традиционном кино.
В виртуальной реальности уже больше нет такого, чтобы режиссер удерживал внимание аудитории на сцене. В арсенале мы имеем такие кинематографические инструменты, как резкий монтажный переход, панорамирование и выведение изображения крупным планом. В виртуальной реальности нужны уже совсем другие инструменты. Собственно говоря эти технологии не нужны для создания кино в виртуальной реальности. Вполне вероятно, что кинорежиссер с индивидуальным творческим почерком сможет найти способ обойти эти ограничения и создать что-то поистине искусное, как, например, фильм российского режиссера Александра Сокурова под названием «Русский ковчег». Он был снят в Зимнем дворце в конце 2001 года «одним кадром» за один дубль (длительностью практически полтора часа), то есть без остановки камеры и без единой монтажной склейки. При этом зрители смогли увидеть все тридцать три комнаты музея. Однако такое экспериментальное кино не для всех. И даже сам Александр Сокуров говорил о том, что зритель мог отвлечься от основного сюжета в любой момент.
Что касается виртуальной реальности, лучший опыт развлечений в виртуальной реальности со сценарием менее похож на телевизионный фильм, а больше похож на игру актеров в театре. Однако тут важно снова подчеркнуть, что режиссер ожидает, что вы будете смотреть на сцену, а не бродить глазами в разных направлениях, так как тогда можно будет пропустить все происходящее. Эта проблема была решена в фильме Defrost. Вы находитесь на месте проснувшегося пациента. Ваша семья сильно изменилась за годы вашего сна, а теперь вы снова с ними. Это должен быть мощный эмоциональный момент. Вы хотите узнать, что же вы пропустили за время своего вынужденного сна. Посмотрите вокруг, обернитесь и посмотрите позади себя. Вы увидите давно потерянного мужа и детей, а так же стоящего рядом Карла Везерса. Посмотрите на других людей, которые смотрят Defrost. Они все будут рассматривать комнату, пытаясь найти больше контента. Это все равно, что театралы будут рассматривать ряды на наличие тайных декораций во время кульминационного момента в Ромео о Джульетте.
Конечно же нельзя сказать, что развлечения со сценарием в виртуальной реальности невозможно. Хорошим примером будет в в трехминутном фильме виртуальной реальности “Wild – The Experience”, который основан на художественной картине “Дикая“. Главная героиня тут Рис Уизерспун, а так же в фильме появляется Лора Дерн, которая играет мать главной героини. Вы сидите в роще и рассматриваете природу, наслаждаясь ее красотой. И тут к вам приближается герой опыта Шерил Трейд. Она медленно идет навстречу. Она сидит, а вы смотрите, она смотрит не на вас, а сквозь вас. Ее взгляд приковывает ваше внимание, вы оборачиваетесь и видите позади себя ее маму. Они разговаривают. Вы выступаете в роли слушателя, а не активного участника. А затем они уходят. Вы остаетесь один на один с самим собой. Можно оглянуться вокруг и обнаружить лису, которая приближается к вам. И все. Эта лисица совсем рядом и она двигается. Фильм Wild: The Experience работает, потому он содержит виртуальную реальность. Пользователь видит опыт повествования в виртуальной реальности.
В отличие от фильма Defrost, основой в фильме Wild: The Experience является путешествие с целью исследования. Wild: The Experience по сути является видеоигрой. Она не сильно отличается от обычных видеоигр (без виртуальной реальности) по типу Gone Home и Firewatch. В таком опыте открывается история, пользователь принимает в ней участие с помощью взаимодействия. История не разворачивается прямо перед пользователем на сцене.
Эти виртуальные миры в игре создают возможность увидеть историю с другими участниками. В будущем может появиться версия для нескольких участников. Благодаря исследованию и языку видеоигр вместо резких монтажных переходов и выведения изображений крупным планом можно совместно исследовать историю. С появлением развлечений в виртуальной реальности со сценарием можно создать новый вид социального опыта, где нет необходимости смотреть на сцену, а можно создавать реальность самостоятельно. Этот опыт является уникальным для виртуальной реальности. Это разновидность увлекательного опыта развлечения со сценарием, которую предлагает виртуальная реальность. В данном сценарии меньше диалогов и больше найденных вещей. И актеров тут тоже не много. Это вид развлечения, которое подходит данной среде, однако вряд ли это то, о чем мечтает Голливуд.
Это будущее мира кино, которое неумолимо приближается к нам. Возможно оно даже ближе, чем мы можем себе представить. Нас ждут различные интересные опыты, в которых мы сможем лучше понять себя и других.