Мнение: как Oculus Rift повлияют на IT-индустрию
Технический директор Redmadrobot Артур Сахаров написал в своём блоге о том, как VR-очки Oculus Rift изменили рынок носимых устройств и в каких областях ожидаются существенные сдвиги.
За последние несколько лет на рынке технологий виртуальной реальности произошло большое количество значимых событий. Множество интерфейсов эволюционировали, появились такие стартапы, как Leap Motion, «бесконтроллерные» контроллеры Kinect. Интерфейсы становятся более понятными рядовым пользователям с лёгким доступом к контенту – сверхскоростным Google Fiber и распространение LTE-сетей.
Facebookприобретает Riftза невероятную для этой области сумму в $2 млрд. Их можно назвать революционным VR-гаджетом. В действительности выпуск Rift является результатом эволюции интерфейсных технологий за последние 10-15 лет. Дело в том, что основатель компании методом проб и ошибок пришёл к выводу, что VR-технологии во многом тормозятся из-за большого дискомфорта гаджетов: через 10 минут пользователей начинало укачивать. Очевидно, что если сократить до нескольких миллисекунд задержку между реакцией изображения и поворота головы, то можно сорвать джек-пот, что и произошло.
Но что предпринять, если обычное время реакции стандартного LCD-монитора составляет десятки миллисекунд? Есть один выход – долгие месяцы упорного труда лучших специалистов над сокращением этой задержки. Oculusудалось собрать именно такую команду разработчиков. В неё вошло много громких имён, работавших над не менее громкими проектами.
Революция произошла. На каких областях виртуальной реальности она отразиться?
Игры
Изначально OculusRiftразрабатывался, именно как игровой гаджет. Игры высокого класса всегда предполагают использование железа по максимуму, оптимизация всех вычислительных операций и налаживание движка до совершенства. После сделки с Facebookвнедрение новых технологий ускорилось. Социальная сеть является мощной платформой, для которой подходят и игры. Немало людей проводит там всё свободное время, а с эффектом полного погружения популярность сайта может существенно возрасти.
На Riftобратило внимание множество серьёзных разработчиков. Некоторые уже даже анонсировали конкретный продукт для этой платформы.
Доставка информации
Использование виртуальной реальности увеличивает степень погружения в несколько раз. Доставка и представление контента выходит на новый уровень. Например, можно изучить инструкцию по ремонту генератора, посмотреть видео онлайн или «впитать» её через Oculus Rift. Таким образом, навигация делает большой шаг вперёд.
Симуляторы
В современную психотерапевтическую практику пытаются внедрить различные технические системы, что должно помочь в лечение страхов и фобий. Одним из самых продвинутых является проект Cave. Он представляет собой комнату с проекциями на четыре стены, а также технологию отслеживания движений и стереошлем. Учёные пытаются таким способом помочь людям справиться с клаустрофобией, нарушениями двигательного аппарата, боязнью высоты и т.д.
Сейчас подобной аппаратурой располагают лишь крупные государственные лаборатории. Исследования в этом направлении тормозятся из-за отсутствия специалистов и бюрократических проволочек. Пока в этом направлении отсутствуют серьёзные подвижки. С массовым использованием Riftситуация должна существенно измениться, так как их цена составит примерно $300.
Новые форматы
Наверняка Riftбудет широко использоваться в системе образования. С ними появляется возможность более эффективного усвоения знаний, моделирования сложных практических ситуаций и многое другое. Тут правда есть один момент. Мозг человека и без того способен визуализировать 2D-изображение с монитора. Так что тут серьёзного прорыва не предвидится.
Также человеческий мозг способен различить «обман» в блокбастере. А для того уровня погружения, который обеспечивает Rift, изготовление реалистичного контента станет определяющим фактором. Наверняка появятся новые форматы, обеспечивающие высокую аутентичность картинки. Но, не смотря на то, что виртуальная реальность задействует больший спектр чувств, она в любом случае не способна доставлять информацию «прямо в мозг».
Специальные интерфейсы
Совершенствование экранов и способов презентации информации развивается семимильными шагами. Создаётся множество продуктов для максимального сокращения времени контакта с контентом и оптимизации процесса получения данных.
Виртуальная реальность является полной противоположностью этой тенденции. Пользователь полностью концентрируется на происходящем внутри неё, как бы теряя связь с реальным миром. Управление в таком пространстве выглядит сложней, чем эксплуатация тачскрина. Конечно, у OculusRift присутствует встроенная камера, распознающая жесты, но в настоящее время эта технология далека от совершенства. Я полагаю, что нужно либо что-то в ней улучшить, либо придумать что-нибудь новое.
Что дальше
Я надеюсь, что подобные технологии помогут реализовать мечты многих фанатов VR – увеличение скорости получения информации, перенос сознания в техническое тело, обучение во сне, ускорение ритма жизни, виртуализация сознания – всё то, о чём давно пишут писатели-фантасты.
Пока же между реальными технологиями и воображением находится огромная пропасть. Но не стоит забывать о том, что движет мечтами людей: это вещи, шокирующие нас. Виртуальная реальность является именно таким объектом. Она заставляет человека поверить в невозможное. Сегодня все знания накопленные человечеством могут уместиться на кончике пальца. Riftстал именно таким гаджетом, но это лишь первый шаг к становлению иной, виртуальной, реальности.