Венчурные инвестиции в рынки виртуальной и дополненной реальности

venture-investments-in-augmented-and-virtual-reality

Своевременность очень многое значит для венчурных компаний, вкладывающих в зарождающийся  сектор.

“Виртуальная реальность заменяет наш опыт, а дополненная усиливает его”

(Теренс Кавая, генеральный директор компании Luma Partners )

Мы живем в удивительное время, когда появляются новые технологии, способные сделать нашу жизнь лучше и интереснее. 2016 год был годом появления первых потребительских гарнитур виртуальной реальности (Oculus Rift, HTC Vive, Google Cardboard, Sony PlayStation VR). Однако нельзя сказать, что это высокоразвитый рынок. Этот рынок растет и развивается. Это благодатная среда для инвестиций, однако все ли тут так просто?

Как и для любого формирующегося рынка, сроки представляют большую важность для венчурных капиталистов. Если опоздать, то можно просто  упустить возможность,  а присоединившись слишком рано – это хороший способ смыть деньги в канализацию, так как такая инвестиция не принесет желаемых результатов.

Теренс Кавая, генеральный директор компании Luma Partners, считает, что когда речь заходит о  технологиях виртуальной и дополненной реальности, есть так много неизвестных вещей, из-за которых  этот выбор времени остается чрезвычайно сложным для людей, пытающихся покорить эти новые потенциально прибыльные рынки. Об этом он и заявил на конференции VR 20/20 в Нью-Йорке.

Сейчас много умных людей, которые пытаются делать какие-то ставки на открывающиеся возможности, сказал Теренс Кавая, указывая на тот факт, что по прогнозу технология виртуальной реальности достигнет восьмидесяти миллиардов долларов США (из которых 35 миллиардов придется на программное обеспечение и 45 миллиардов осядет на аппаратном уровне) уже к 2025 году. Однако другие аналитики оценивают технологию в другие суммы, начиная от 23 миллиардов долларов США (по самым скромным подсчетам) и заканчивая максимумом, который составляет 182 миллиарда долларов в эти же сроки. Это говорит о небывалой перспективности технологии.

“Сроки являются очень важными для венчурных капиталистов”, сказал  Теренс Кавая. С точки зрения финансовой отдачи “ранее участие будет иметь тот же финансовый результат, как и неправильное вложение денег … Это эффект смыва ваших денег”.

И в то время как технология виртуальной реальности имеет больше реальных возможностей финансирования по сравнению с технологией дополненной реальности, Теренс Кавая сказал, что его компания считает, что у дополненной реальности все же больше возможностей, ссылаясь на финансирование, которое идет на нее, а так же ее засекреченность (мы знаем лишь крупицы из того, что происходит внутри, вспомним для примера секретный стартап дополненной реальности Magic Leap).

Помимо этого, он считает, что сектор дополненной реальности сможет представить больше приложений для пользователей, однако на его развитие потребуется гораздо больше времени. Около 3,3 миллиардов долларов США уже пошло на финансирование 375 компаний как дополненной, так и виртуальной реальности.

“Дополненная реальность станет применяться практически со всем, что мы делаем”, – сказал Теренс Кавая, отметив, что “виртуальная реальность заменяет опыт, а дополненная усиливает его”.

Дополненная реальность так же имеет более низкую планку и требует меньше удивления со стороны зрителей (эффекта “вау”) по сравнению с виртуальной реальностью. Так, например, игра Pokémon Go  является наглядным примером.

“Нам обещали Железного человека, и мы получили игру Pokémon Go”, – пошутил Теренс Кавая. Snapchat является еще одним примером “1.0” версии дополненной реальности с уже имеющейся большой базой пользователей.

В то же время, Теренс Кавая понимает, почему компания Google начала свой путь виртуальной реальности с “дна”, представив бюджетную картонную гарнитуру. До этого она потерпела крах с дорогими очками дополненной реальности, который мир не готов был принять так рано. При этом это платформа Google Cardboard, которая работает со смартфонами, недорогая, что может обеспечить ее широкое распространение, так как смартфоны естm у многих, а супермощные компьютеры или флагманские телефоны необходимо еще купить и потом еще выложить круглую сумму на само устройство виртуальной реальности. Это как бы отправная точка перед обновлением до более дорогих и функциональных платформ. Перед покупкой чего-то дорогого нужно пощупать саму технологию, понять как она работает и как она подходит пользователю. Кроме того, скоро компания Google собирается выпустить платформу более высокого класса – Daydream, которая так же должна быть в паре со смартфонами, оптимизированными для них.

“Вы обязательно должны испытать на себе виртуальную реальность”, – сказал он. “Вы должны начать с чего-нибудь”. И Google Cardboard или иной дешевый аналог являются идеальным вариантом для этого.

Теренс Кавая сказал о  том, что технологии дополненной и виртуальной реальности обладают огромным потенциалом, однако остаются “высокой бета возможностью” в виду текущего состояния развития рынка технологий, адаптации потребителями и недостатка разработки приложений.